Зарплата медикам по «дорожной карте»: что это и как рассчитывается. «Дорожная карта» в здравоохранении: что такое и для чего нужно? Дорожная карта заработной платы медицинских работников

Зарплата медиков по «дорожной карте» - это не конкретная цифра, которую должны были отразить в отчетности учреждения здравоохранения, а целый комплекс мероприятий, созданный по указу Президента РФ с целью повысить заработок работников социальной сферы, в том числе и медицины.

Социальная сфера государства — это основа жизни граждан всей страны. Ведь в рамки понятия входят такие важные направления, как образование, медицина, культура, спорт, социальное обеспечение и защита граждан. То есть основы основ государственного регулирования. От экономического положения в этих сферах зависит вся наша жизнь. Оценив неблагоприятную обстановку, Президент России еще в 2012 году дал поручение Правительству разработать комплекс мер по улучшению экономического положения в социальной сфере. Итогом стал Приказ 597 о повышении зарплаты и дорожной карте.

Что такое «дорожная карта» и зачем нужна

Майские указы Президента и есть «дорожная карта». Только никакого отношения к дорогам и автомагистралям они не имеют. Суть принятого документа — повысить качество услуг в социальной сфере.

Ключевое направление «дорожной карты» Президента (Указ № 597) — это поэтапное повышение уровня оплаты труда работников медицины, образования, культуры и спорта. Но одним ростом зарплат проект не ограничивался. И как результат исполнения комплекса мероприятий планировалось достичь следующих целей:

  1. Повышение привлекательности и конкурентоспособности зарплаты работников этой сферы.
  2. Повышение эффективности и результативности труда путем материального стимулирования.
  3. Заключение эффективных контрактов с обозначенными категориями специалистов.
  4. Установление прямой взаимосвязи заработка к качеству и объему оказанных услуг и работ.
  5. Разработка региональных программ обновления и модернизации сферы здравоохранения.
  6. Утверждение региональных дорожных карт.
  7. Внедрение профессиональных стандартов для отдельных категорий работников.

Следовательно, «дорожная карта» — что это такое в зарплате? Это план мероприятий, направленный на достижение определенного уровня оплаты труда медицинских специалистов, а также на повышение качества услуг в этой сфере.

Обязательно или нет

Работа по «дорожной карте» обязательна только для государственной сферы деятельности. Отказаться от исполнения майских указов Президента в государственных и муниципальных учреждениях нельзя. А вот коммерческие компании вправе не применять положения о росте зарплат медработников. Но как показала практика, большинство негосударственных клиник и медицинских организаций стали придерживаться президентского курса.

Требования Президента исполнены, и комплекс мероприятий для медицины утвердили Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р (ред. от 19.07.2017).

Во-первых, положения «дорожной карты» предусматривали поэтапное исполнение. Заработки росли постепенно, позволяя оптимизировать и перераспределять расходы бюджета рационально. Ведь деньги из ниоткуда не взялись. Пришлось пересматривать действующие штаты и актуализировать работу.

Во-вторых, нормы содержат сдерживающие факторы в части оплаты труда руководящего персонала. Дирекция медучреждения не могла повысить свою зарплату «до небес». Появились строгие рамки. Причем ограничения напрямую привязаны к средней заработной плате основного персонала. Растет зарплата по дорожной карте в медицине, растет и заработок директора.

В третьих, выровнялось соответствие цена-качество. С введением эффективного контракта квалифицированные работники стали получать в разы больше. «Дорожная карта» позволила обеспечить российскую медицину опытными и квалифицированными кадрами.

Как отразится на заработной плате и для кого

«Дорожная карта» Президента в области здравоохранения была направлена на следующие цели:

  • зарплата младшего медицинского персонала должна вырасти не менее чем в два раза;
  • заработок среднего медперсонала повышается не менее чем в два раза;
  • оплата труда квалифицированных врачей повышена не менее чем в два раза.

Грандиозный рост зарплаты касался далеко не всех работников системы здравоохранения. Повышение было предусмотрено только в отношении сотрудников, оказывающих медицинские услуги. Административный и управленческий персонал увеличения не затрагивали.

Стимулирующие выплаты по майским указам не предоставлялись:

  • управленцам, чья работа никак не связана с медициной, например завхозам;
  • обслуживающему и сопутствующему персоналу, например поварам, кадровикам, юристам и бухгалтерам;
  • врачам, оказывающим высокотехнологичные медуслуги;
  • медработникам, чья деятельность связана в исполнением национального проекта «Здоровье» (участковые врачи, акушеры роддомов и так далее).

«Дорожная карта» по зарплате медработников предусматривает дополнительные стимулирующие выплаты только тем работникам, чье профильное образование подтверждено документально. Если диплом или справка отсутствует, то на доплаты рассчитывать не стоит.

Как считать зарплату по «дорожной карте»

Принципы, как считается зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении, едины для всех. По сути, исчисляется уровень оплаты труда на одного работника в рассматриваемой категории. Для исчисления показателей требуются данные:

  1. Начисленная зарплата за расчетный период. Например, месяц или квартал. Причем сведения необходимо разбить на категории персонала. Расчеты проводятся отдельно для младшего, среднего медперсонала и врачей. Такие данные можно получить из расчетно-платежной ведомости.
  2. Количество работников в штате медицинского учреждения. Сведения также придется сгруппировать по анализируемым категориям.
  3. Отработанное время по факту. Получить данные можно из табелей учета рабочего времени либо иных учетных регистров, заполняемых в учреждении.

Все обозначенные сведения ежемесячно предоставляются в статистической . Также представители системы здравоохранения обязаны систематически отчитываться в Росстат по форме ЗП-здравоохранение. Показатель среднего заработка рассчитывается в общем режиме: фонд оплаты труда, начисленный с учетом фактически отработанного времени, делится на количество работников.

Затем полученный показатель следует сравнить с положениями «дорожной карты». Так, значение средней заработной платы медработников к 2020 году должно соответствовать 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Показатели среднего заработка по регионам утверждает Росстат. Данные можно скачать на официальном сайте статистики.

Что делать, если заработную плату не повышают

Положение «дорожной карты» не предусматривает беспричинный рост зарплаты. Надбавки должны вводиться . В них прописываются условия и критерии стимулирования. Просто так доплачивать никто не будет.

Если с работником не заключили эффективный контракт либо не ввели дополнительную систему стимулирования, то говорить о доплатах неправомерно. Но отсутствие эффективного контракта в 2020 году говорит о недееспособности руководства учреждения. Ведь срок исполнения майских указов настал еще в 2018 году. Следовательно, руководитель должен понести административную ответственность.

Если эффективный контракт заключен, то теперь работа медика оценивается по специальным критериям. Анализируется не только объем выполненной работы, но и следующие факторы:

  • качество оказанных услуг;
  • наличие жалоб;
  • выявление осложнений после лечения;
  • выявление заболеваний на ранней стадии;
  • наличие действующей квалификации;
  • иные критерии.

Если условия эффективного контракта работником исполняются, но заработок остался прежним, необходимо обратиться к начальству. В первую очередь ознакомьтесь с заключением экспертной комиссии по начислению стимулирующих баллов и с нормативными положениями по оплате труда в учреждении. Помимо положения, следует изучить региональную и муниципальную «дорожные карты». При выявлении нарушений следует обращаться в трудовую инспекцию либо в правоохранительные органы.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Тема: Могут ли судебные приставы снять деньги с картыСудебные приставы сняли с пенсионной карты долг за ДТП 100% дохода, имеют ли они на это право, а жить на какие деньги я должна?читать ответы (1) Тема: Будет ли в этом году амнистияБольница не выполнила объемы гос. задания в связи с этим не выплатила премию дорожная карта правомерно ли это.читать ответы (1) Тема: Дорожная карта в здравоохраненииСкажите пожалуйста кому положена выплата дорожной карты в здравоохранение? Почему санитаркам выплачивают а техничках не платят эти выплаты дорожной карты?читать ответы (1) Нас, медиков, в психинтернате администрация поставила в известность, что по дорожной карте зарплата медиков плюс коммунальныечитать ответы (1) Тема: Имею ли я долю в квартиреЯ медицинский работник, получил уведомление о сокращении, имею ли я право на дополнительную денежную компенсацию в размере 300 т.р.

Стимулирующие выплаты медработникам и врачам от государства в 2018 году

Какой порядок полученмя страховки.читать ответы (1) Тема: Я не виноватНужно ли предоставлять диагностическую карту при дтп, если я не виноват? И если да то в чью страховую компанию? Какие могут быть основания для отказа.читать ответы (1) Скакжите пожалуиста кому в поликлинике должна выплачиваться дорожная карта меня интересует должность мед сестра Республика акасия.читать ответы (1) Положенно ли дорожная карта санитарке. Проживаю в Псковской обл. Спасибо.читать ответы (1) Тема: Зеленая картаУ меня произошло дтп с участием двух машин виновник застрахован по зеленой карте… После обращения в рса назначили альфа страхование..читать ответы (1) Тема: Оплата дорожной картыЧто такое дорожная карта для медработников и как она оплачивается в Самарской области.читать ответы (1) У коллектива преподавателей возник такой вопрос.

Кому положены стимулирующие выплаты по мероприятию дорожная карта?

Важно

Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением. Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.


Лишение стимулирующих Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена, что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты. Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.
Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Зарплатный тупик. куда заведет “дорожная карта”?

  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Проверьте, на вашем предприятии профсоюз участвовал в оценке эффективности тружеников в 2017 году? Согласовано ли с общественниками Положение на 2018 год? Нюансы начислений Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями.

Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам в 2018 году

Инфо

Порядок начисления Все начисления стимулирующих выплат должны производиться согласно внутреннему документу об оплате труда в учреждении. По истечении месяца руководство подготавливает приказ, согласно которому все медработники получают соответствующие поощрительные надбавки. Обычно стимулирующие выплаты производятся за счет обязательного медицинского страхования.


Поэтому рассчитывать на них могут те сотрудники, которые принимают участие в этой программе. При установлении размера стимулирующих выплат учитываются средняя заработная плата, объем работы сотрудника и качество. В конце каждого месяца руководители подразделений обязаны предоставить списки работников со всей информацией об объеме выполненной ими работы.


Эти списки подписывают члены комиссии, осуществляющие оценивание эффективной деятельности сотрудников медицинского учреждения.

Дорожная карта

Правда, в реальности опрошенные сотрудники получают несколько больше за счет стимулирующих выплат и дополнительных заработков, однако даже эти надбавки, как правило, не превышают 35-40% указанной величины зарплаты. Следовательно, даже в соответствии с “очищенными” данными недовыполнение плана все равно остается весьма внушительным. Следует учесть и тот факт, что администрации вузов уже научились “рисовать” нужные цифры для отчетов.

С этой целью используются многочисленные “хитрости” формирования отчетных данных путем “переброски” разных категорий и финансовых статей в отчетные разделы. По экспертным оценкам, статистика по зарплате ППС систематически завышается не менее чем на 20%. Приведенные цифры дают вполне объективный общий баланс разных сторон явления.

Для его иллюстрации рассмотрим следующую цепочку расчетов.

«дорожная карта» повышения зарплат медиков

А на должность заместителя главного врача по медицинской части может быть принят специалист, имеющий высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» или «стоматология», послевузовское профессиональное или дополнительное профессиональное образование, а также сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (письмо Минздрава России от 14 мая 2014 г. № 16-4/3023499-2412). Соискатель с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, как оконченным, так и незавершенным, без сертификата специалиста может быть допущен к работе на должностях среднего медицинского (фармацевтического) персонала (ч. 5 ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Порядок такого допуска определяется Положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 г.

Оплата труда по дорожной карте в здравоохранении

Среднее значение параметра зарплаты ППС для страны составляет 123,2% (таблица 5), которое с учетом фактора его “нарисованности” на 20% дает “очищенную” величину в 98,6%. Усредненное опросное значение данного параметра для доцентов и профессоров (таблица 6) составляет 72,4%, которое с учетом дополнительных заработков в 35-40% повышается до 97,7-101,4%. “Очищенная” оценка в 98,6% попадает в этот интервал, что говорит о принципиальной стыковке основных количественных пропорций и об отсутствии в приведенных цифрах явных противоречий. Главный же итог состоит в том, что официальные данные о заработках научных кадров систематически и весьма сильно завышаются.

Что такое Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам в 2018 году. Как распределяются и начисляются стимулирующие выплаты медицинским работникам. Современные врачи уже очень давно жалуются на маленькие заработные платы.

Внимание

А это в свою очередь серьезно влияет на эффективность и работы. Ведь, несмотря на благородство профессии, мало кто способен выдерживать такую колоссальную нагрузку практически за бесплатно. К тому же, недостаток средств не позволяет специалистам развиваться профессионально.

  • Основные моменты
  • Стимулирующая выплата медсотрудникам в России
  • Положение о выплате стимулирующих надбавок медицинским работникам

А это существенно влияет на качество предоставляемых услуг населению.


Что же с этой ситуацией собирается делать правительство? Медицина являются важной частью деятельности государства.

Какой категории специалистов оплачивают дорожные карты

Изменения в 2018 году В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России. Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.
В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли. Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ. Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Иллюзия благополучия Как же выполняется правительственная “дорожная карта” с учетом имеющихся статистических “хитростей”? Данные таблицы 2, составленной на основе официальной статистики Росстата, недвусмысленно говорят о том, что радужные показатели, которые имели место в 2014 и 2015 годах, “сломались” в 2016 году. Если в первые два года плановые установки “дорожной карты” перевыполнялись, то в следующем году ситуация в корне изменилась - падение относительной зарплаты научных сотрудников составило почти 40 процентных пунктов, а недовыполнение плана - почти 20%. Ясно, что такой “перелом” тренда связан с ухудшением общеэкономической ситуации в 2016 году. Именно в этом году начал в полной мере сказываться секвестр научного бюджета страны, и выполнять нормативы для государственного сектора стало гораздо сложнее.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минздравом России разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. региональные планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".

План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения"
(утв. Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р)

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

2. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

3. Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.

В целях привлечения в государственные и муниципальные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных и муниципальных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.

Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.

Под эффективным контрактом в настоящем документе понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает внесение соответствующих изменений в порядки оказания медицинской помощи, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций, разработку программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения.

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, являющееся одной из задач государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.

4. Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

5. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Наименование целевого показателя Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи
1. Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) процентов 6 5,7 5,4 5,3 5,2 5,1
2. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 25,3 26,8 28,3 29,6 30,6 31,7
3. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 1,4 1,8 2,2 2,7 3,3 3,9
4. Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 7 7,4 7,7 8,1 8,5 9
5. Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий процентов 60,3 58,3 56,4 54,3 52,4 50,3
6. Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации -"- 75 78 80 83 86 90
7. Доля аккредитованных специалистов -"- - - - - 20 40
8. Количество разработанных профессиональных стандартов единиц 20 11 65 - 8 -
9. Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) процентов 129,7 130,7 137 159,6 200 200
10. Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) процентов 75,6 76,2 79,3 86,3 100 100
11. Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) -"- 50,1 51 52,4 70,5 100 100
12. Число дней работы койки в году дней 324,5 327,2 328,5 329,6 330,1 331,5
13. Средняя длительность лечения больного в стационаре дней 12,2 12,1 12 11,9 11,8 11,7
Основные показатели здоровья населения
14. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет 70,8 71,6 72,2 72,7 73,4 74
15. Смертность от всех причин на 1000 населения 13 12,8 12,5 12,3 12,1 11,8
16. Материнская смертность случаев на 100 тыс. родившихся живыми 16,1 16 15,9 15,9 15,8 15,7
17. Младенческая смертность случаев на 1000 родившихся живыми 8,2 8,1 8 7,8 7,5 7,5
18. Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет случаев на 10000 населения соответствующего возраста 9,2 8,9 8,6 8,5 8,3 8,1
19. Смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения 721,7 706,6 691,7 677,2 663 649,4
20. Смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения 12,6 12,2 11,8 11,4 11 10,6
21. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) -"- 201,2 199,4 197,8 196,1 194,4 192,8
22. Смертность от туберкулеза -"- 13,5 13,1 12,8 12,4 12,1 11,8
23. Заболеваемость туберкулезом -"- 64,56 60,34 56,12 51,9 47,68 43,46
24. Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут процентов 84,7 85,5 86,4 87,2 88,1 89

_____________________________

* В соответствии с приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565 предполагается разработка и утверждение 31 профессионального стандарта по основным должностям медицинских работников. Количество разрабатываемых профессиональных стандартов в 2015 - 2016 годах при необходимости может быть уточнено.

II. План мероприятий

Наименование мероприятия Срок реализации Ответственные исполнители Ожидаемый результат
1. Разработка комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" до 1 марта 2013 г. Минздрав России будут разработаны методологические подходы к повышению эффективности оказания скорой медицинской помощи вне медицинских организаций, включая медицинскую эвакуацию, неотложной помощи; оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях; оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в стационарных условиях
2. Обеспечение методического сопровождения субъектов Российской Федерации при разработке ими региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранения до 1 февраля 2013 г. Минздрав России будут разработаны методологические подходы к формированию региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранения
3. Разработка программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" до 1 мая 2013 г. утверждение программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации до 2020 года, направленных на повышение структурной эффективности, учитывающих региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
4. Утверждение субъектами Российской Федерации по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" развития здравоохранения, содержащих целевые индикаторы развития отрасли, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годах до 1 апреля 2013 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России на основе агрегированных данных динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы медицинских работников и работников медицинских организаций, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своих планах мероприятий ("дорожных картах") развития здравоохранения определяют собственную динамику увеличения соотношения средней заработной платы указанных категорий работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в целях достижения целевых значений уровня заработной платы к 2018 году, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Соглашения между Минфином России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы заключаются при наличии указанных планов мероприятий ("дорожных карт"), согласованных с Минздравом России
5. Разработка планов мероприятий по повышению эффективности федеральных государственных учреждений в части оказания государственных услуг и выполнения государственных работ на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствования системы оплаты труда, включая меры по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные меры до 1 апреля 2013 г. оптимизация структуры оказания медицинской помощи будет способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
6. Утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" в сфере здравоохранения в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников с указанием ответственного исполнителя до 1 апреля 2013 г. оптимизация структуры оказания медицинской помощи и привлечение средств на повышение заработной платы медицинских работников
7. Разработка комплекса мер, направленных на развитие частной системы здравоохранения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, а также на совершенствование в этих целях нормативно-правовой базы до 1 июля 2013 г. Минздрав России разработка ведомственного плана развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения
8. Разработка и утверждение профессиональных стандартов в области здравоохранения 2013 - 2014 годы Минтруд России, Минздрав России профессиональные стандарты внесут существенный вклад в разработку качественных образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Введение профессиональных стандартов в здравоохранении будет способствовать переводу на аккредитацию медицинских работников с 1 января 2016 г.
9. Актуализация разработки профессиональных стандартов в области здравоохранения 2015 - 2017 годы Минздрав России
10. Утверждение методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников II квартал 2013 г. Минздрав России трудовым законодательством (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации) определено, что системы оплаты труда определяются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Вместе с тем основной проблемой существующих систем оплаты труда в медицинских организациях является отсутствие прозрачных целевых показателей и понятной для медицинских работников системы оценки качества их труда. В целях решения этой проблемы будет скоординировано построение системы оценки деятельности медицинских работников
11. Разработка на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников 2013 год органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах
12. Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, внесение изменений в трудовые договоры руководителей учреждений до 1 июля 2013 г. Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации четкое понимание того, по каким критериям должна производиться оценка деятельности медицинских работников
13. Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов ежегодно Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации оптимизация численности административно-управленческого персонала государственных и муниципальных медицинских организаций с учетом реальной потребности отрасли путем расширения профессиональных возможностей и уровня полномочий руководителей без увеличения их штатной численности, создания условий для их эффективной профессиональной служебной деятельности, повышения квалификации сотрудников администраций медицинских организаций в области управления здравоохранением. Также необходимо обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на прочий персонал с учетом предельной доли административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов
14. Формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности 2013 год при переводе медицинских работников на эффективный контракт будет обеспечено общественное обсуждение критериев оценки деятельности работников медицинских организаций (при необходимости их дополнение) и участие профсоюзных организаций в данной работе. Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и будет стимулирование повышения качества работы медицинских организаций
15. Обучение руководителей (работников, ответственных за перевод на эффективный контракт) федеральных медицинских организаций и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения I - II квартал 2013 г. Минздрав России, Минтруд России консультирование и координирование деятельности руководителей федеральных государственных учреждений и представителей субъектов Российской Федерации, а также постоянный мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в части достижения целевых показателей уровня оплаты труда работников медицинских организаций - необходимые меры по реализации единой государственной политики в области здравоохранения и оплаты труда медицинских работников
16. Обеспечение перевода работников федеральных медицинских организаций на эффективный контракт ежегодно Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти будут реализованы мероприятия по переводу медицинских работников подведомственных организаций на эффективный контракт с соблюдением норм трудового законодательства
17. Перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт ежегодно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при разработке планов мероприятий субъектов Российской Федерации по развитию здравоохранения и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в соответствующем субъекте Российской Федерации будет предусмотрен перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт
18. Координация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения, а также по ежегодному уточнению параметров на очередной финансовый год и контролю за их выполнением ежегодно Минздрав России создание эффективной системы здравоохранения, обеспечение этапности, сбалансированности и единообразия развития здравоохранения и совершенствования оплаты труда медицинских работников на всей территории Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности
19. Разработка (изменение) и утверждение отраслевых норм труда в сфере здравоохранения ежегодно Минздрав России совершенствование норм труда в сфере здравоохранения позволит определить прогнозную численность работников медицинских организаций, необходимых для предоставления гарантированных по стандарту услуг и повысить производительность труда в медицинских организациях
20. Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения ежегодно Минздрав России контроль, корректировка и актуализация показателей структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения на основе мероприятий "дорожной карты"

Обзор документа

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения". Цель - улучшить качество медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медорганизаций и их работников.

Планируется внедрить действенные механизмы оценки деятельности медработников и соответствия уровня оплаты труда его качеству.

Соотношение средней зарплаты врачей и иных работников с высшим профобразованием, которые оказывают медуслуги (обеспечивают предоставление таковых), и средней зарплаты в регионах к 2017 г. должно достигнуть 200%, а средняя длительность лечения больного в стационаре будет 11,7 дня.

Смертность от всех причин в 2013 г. - 13 случаев на 1 тыс. населения. В 2018 г. она должна быть понижена до 11,8 случая. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2018 г. достигнет 74 лет.

Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут должна быть повышена от 84,7% (2013 г.) до 89% (2018 г.).

Для достижения перечисленных показателей предусмотрены, в частности, следующие мероприятия.

До 1 марта 2013 г. планируется разработать комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе госпрограммы "Развитие здравоохранения".

До 1 мая 2013 г. должны появиться программы развития здравоохранения субъектов Федерации с учетом названной госпрограммы.

В 2013-2014 гг. будут разработаны и утверждены профессиональные стандарты в области здравоохранения.

В 2013 г. планируется разработать показатели эффективности деятельности региональных и муниципальных медорганизаций, их руководителей и работников, а также сформировать независимую оценку качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги.

Предусмотрен также перевод работников федеральных, региональных и муниципальных медорганизаций на эффективный контракт.

Эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста зарплаты работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг.


1. Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников :

Сферы труда и социальной защиты открыта горячая линия Минтруда России ;
- сферы образования и науки открыта горячая линия Минобрнауки России ;
- сферы культуры и искусства открыта горячая линия Минкультуры России .

3. Федеральной службой по труду и занятости в целях защиты прав и интересов работников и работодателей создана Система электронных сервисов ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ , которая позволяет :

Направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения;
- получить консультацию о применении требований и норм трудового законодательства в течение 3-х рабочих дней;
- работодателю провести самопроверку соблюдения трудового законодательства.

4. ​Ответы на типовые вопросы в части оплаты труда работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения :

Вопрос: Будет ли повышение заработной платы у работников здравоохранения? Работаю врачом-терапевтом, какой должен быть мой оклад? Какие и в каких размерах должны начисляться мне выплаты компенсационного и стимулирующего характера ?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе о повышении заработной платы, о порядке установления размеров окладов, о порядке установления выплат компенсационного и стимулирующего характера (в том числе надбавки за наличие почетного звания, выплат за стаж работы, за наличие квалификационной категории, за работу в сельской местности) относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, по этим вопросам следует обращаться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Почему моя заработная плата меньше, чем средняя заработная плата по врачам в регионе ?

Расчет средней заработной платы по отдельной категории медицинских работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы, включая выплаты по окладам, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера, а также заработную плату на работе по внутреннему совместительству и среднесписочной численности работников данной категории.

Размер заработной платы конкретного работника зависит от установленной ему продолжительности рабочего времени, условий труда, квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.

Вопрос: Когда будет повышение заработной платы у работников здравоохранения ?

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, включающая динамику примерных (индикативных) значений соотношений средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.

Данная динамика соотношений включена в показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (далее - отраслевая «дорожная карта»).

В целом по Российской Федерации в отраслевой «дорожной карте» на конец 2016 года предусмотрено достижение соотношения средней заработной платы врачей и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации 159,6 %, среднего и младшего медицинского персонала соответственно 86,3 % и 70,5 %.

В соответствии с пунктом 4 отраслевой «дорожной карты» субъектами Российской Федерации разработаны и утверждены по согласованию с Минздравом России «дорожные карты» развития здравоохранения, включающие в том числе региональные значения соотношений средней заработной платы категорий медицинских работников и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по этому вопросу следует обратиться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Работаю врачом, заработную плату выплачивают не в полном объеме и не вовремя. Прошу защитить мои трудовые права .

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, у Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствуют полномочия по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Полномочия по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, если Вы полагаете, что работодателем нарушается трудовое законодательство, Вы вправе обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости и (или) в суд.

Вопрос: В нашем городе есть медицинская организация, в которой заработная плата руководителя в десятки раз превышает заработную плату врачей. А ведь лечат врачи, а не руководители .

В большинстве субъектов в соответствии с пунктом «ж» раздела X Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2015 г. № 12), в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников медицинских учреждений нормативными правовыми актами установлены предельные уровни соотношений средней заработной платы руководителей и работников учреждения в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы.

По данным мониторинга Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, в 2015 г. в 94,0% государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений не превысило 4 раза.

При этом случаев превышения установленных предельных соотношений в субъектах Российской Федерации не зафиксировано.

Вопрос: Что такое «эффективный контракт» в здравоохранении и обязан ли я его подписывать ?

Одним из основных направлений совершенствования заработной платы в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, является создание систем стимулирования, обеспечивающих установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям, то есть перевод на «эффективный контракт». Иными словами это разработка и внедрение системы мотивации, нацеливающей работника на достижение цели учреждения при соблюдении его интересов.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, на основе методических рекомендаций Минздрава России, утвержденных приказом Минздрава России от 28 июня 2013 г. № 421, разработали показатели деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников.

Изменение порядка установления стимулирующих выплат является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и в соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

С работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

В дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат, рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Вопрос. Предлагают дополнительно поработать за медсестру нашего отделения во время ее отпуска с оплатой 25% от ее оклада. Правомерно ли определен размер доплаты, могу ли я отказаться от предложения ?

Работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы только с его письменного согласия. Это следует из статьи 60.2 Трудового кодекса. При этом работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о ее выполнении. Для этого лишь нужно предупредить другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы. Об этом говорится в статье 151 Трудового кодекса.

Вопрос. При работе по скользящему графику в январе часть рабочих смен приходится на нерабочие праздничные дни. Как их оплачивать, если учетный период три месяца ?

Работа в нерабочие праздничные дни включается в норму рабочего времени учетного периода. Поскольку работа в праздники в этом случае осуществляется в пределах нормы рабочего времени, согласно ст. 153 ТК РФ она оплачивается в размере не менее одинарной ставки сверх заработной платы работника за все часы, отработанные в эти дни.

Конкретные размеры оплаты за работу в нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Повышенная оплата труда за работу в праздничные дни должна начисляться ежемесячно вместе с заработной платой соответствующего месяца

Вопрос. Работал в январе 2016 г. в свой выходной день полный рабочий день и в этом же месяце предоставили другой день отдыха, оклад 12000 руб. Какая заработная плата должна быть у меня в январе ?

В статье 153 Трудового кодекса говорится, что в таких ситуациях работнику работа в выходной день оплачивается не менее одинарной дневной части должностного оклада сверх должностного оклада. В вашей ситуации получается, что полностью отработан январь, 15 рабочих дней (один день отработан в выходной день), за работу в этот день вам предоставлен другой день отдыха. Поэтому вам должны оплатить работу в выходной день в одинарном размере. Значит, всего за январь ваша заработная плата составит 12800 рублей, из них 12000 рублей оклад за отработанный полностью месяц, и 800 рублей (12000: 15 х 1 день) за работу в выходной день.

Вопрос. Обязан ли работодатель производить в двойном размере доплаты за вредные условия труда и за работу в ночное время, если работа производилась в выходные и праздничные дни ?

Ст. 153 ТК РФ устанавливает минимальный размер повышенной оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день двойной тариф.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной, нерабочий праздничный день, с учетом различных надбавок и доплат могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Таким образом, повышенная оплата труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится с учетом всех установленных в организации доплат и надбавок, если это предусмотрено коллективным, трудовым договором.

Вопрос. Каким образом следует оплачивать дежурства медицинских работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени ?

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени возможна в данном случае на условиях совместительства (т.е. по отдельному трудовому договору по соглашению сторон), в виде сверхурочной работы, а также при работе в режиме ненормированного рабочего дня.

Работа по совместительству это выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время не более четырех часов в день и половины месячной нормы рабочего времени и до полной нормы рабочего времени в случаях, предусмотренных постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 года № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Согласно ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

Вопрос. В нашей организации практикуется взимание штрафов с премиальных выплат за нарушение трудовой дисциплины. Правомерно ли это ?

За совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ).

Основные обязанности работника перечислены в ст.21 ТК РФ, к которым относится, в частности, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации. Таким образом, нарушение правил внутреннего трудового распорядка организации (например, опоздание на работу без уважительной причины) является дисциплинарным проступком и влечет возможность наложения дисциплинарного взыскания.

Трудовой кодекс предусматривает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Другие взыскания (например, вычеты из заработной платы) работодатель налагать на работников не может.

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ.

Не начислить премию или начислить ее не полностью в случае, если на работника наложено дисциплинарное взыскание, возможно только при условии, что в положении о премировании имеется запись об этом.

Вопрос. Работаю в режиме суммированного учета рабочего времени с учетным периодом год. В ноябре 2015г. уволен. Являются ли сверхурочными часами 40 часов, отработанных в пределах графика сменности работника, но сверх нормального числа часов за этот период ?

В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации работа, производимая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, является сверхурочной.

Оплата сверхурочной работы, в соответствии со ст.152 ТК РФ, производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Этот принцип оплаты сверхурочных работ, имеющих место при любом режиме работы, является единым.

Что касается приведенной ситуации, то переработку в размере 40 часов следует оплатить как сверхурочную работу. Ведь в данном случае в связи с увольнением до окончания учетного периода переработка в месяцах перед увольнением не может быть компенсирована недоработкой в оставшихся месяцах учетного периода.

Начисление заработной платы работникам, которым установлена месячная тарифная ставка и суммированный учет рабочего времени производится на основе часовой тарифной ставки.

Нормативно порядок расчета часовой ставки из установленной месячной не определен. На практике применяются два варианта исчисления часовой тарифной ставки из установленной месячной:

путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели;

путем деления месячной тарифной ставки на число рабочих часов по норме в месяце, за который начисляется заработная плата.

По нашему мнению, оптимальным является первый вариант, поскольку позволяет избежать возможных отклонений в годовой заработной плате работника.

При втором варианте начисления отклонения годовой заработной платы по установленным условиям возможны в любую сторону, то есть и в сторону уменьшения тоже. Все зависит от того, какое количество рабочих часов по графику приходится на месяцы, в которых количество рабочих часов по норме наименьшее и наибольшее.

По нашему мнению, исчисление часовой тарифной ставки из установленной месячной в целях оплаты часов сверхурочной работы, работы в ночное время и т.д. также следует производить путем ее деления на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

В этом случае одинаковое количество часов сверхурочной работы, ночной работы и т.д., осуществленное в разные месяцы учетного периода будет оплачено в одинаковом размере.

Вопрос. Имеет ли право работодатель обязать работника получать заработную плату по карточке через банкомат, установленный на территории организации, если это предусмотрено в коллективном договоре ?

Как следует из положений ст. 136 (часть третья) ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Из данной нормы следует, что перечисление работодателем заработной платы работников по реестру в банк для выплаты ее по карточкам без получения соответствующего заявления работника с указанием расчетного счета в банке неправомерно даже, если такая возможность предусмотрена коллективным договором. В коллективном договоре обычно предусматриваются условия о расходах сторон трудового договора в случае договоренностей о перечислении работодателем заработной платы работника на расчетный счет в банке.

Вопрос. В организации применяется авансовый метод начисления заработной платы: 25 числа - аванс за текущий месяц, 10 числа - заработная плата под расчет за предыдущий месяц. Таким образом, соблюдается требование ст. 136 ТК РФ о выплате заработной платы 2 раза в месяц. Правомерны ли такие сроки ?

По нашему мнению, установленные в Обществе сроки выплаты заработной платы, противоречат ст.136 ТК РФ по следующим основаниям.

Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а не 2 раза в месяц в общей сложности. Это означает, что при авансовом методе начисления заработной платы за каждую половину месяца заработная плата должна начисляться примерно в равных суммах. При этом аванс является заработной платой за первую половину месяца.

Установленные в вашей организации сроки выплаты заработной платы могут привести к нарушению требований данной статьи, например, когда работник, поступивший на работу 1 числа, получит заработную плату за первую половину месяца (аванс) только в конце месяца (25 числа), когда месяц практически отработан полностью, что противоречит трудовому законодательству.

Вопрос. В нашей организации на основании локального нормативного акта в расчетных листках объеденены выплаты по районному коэффициенту, оплата ночных часов, праздничных дней и т.д. в одну статью для упрощения печатной формы, правильно ли это ?

Ответ. По нашему мнению объединять в расчетных листках выплаты по районному коэффициенту, оплату ночных часов и праздничных дней, премиальные выплаты и другие дополнительные выплаты в одну статью нельзя, т.к. в соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Вопрос. Работаю в медицинской организации, с 1 января 2016 г. замещаю должность заместителя начальника отдела кадров, должностной оклад по которой выше на 30% должностного оклада по предыдущей должности. В этом же месяце меня направили в командировку на две недели с сохранением среднего заработка. Вернувшись из командировки обнаружил, что моя заработная плата за январь практически оказалась на уровне до повышения. Правильно ли это? Могли ли в таком случае мне выплатить за время командировки обычную заработную плату, а не средний заработок ?

Нет, в соответствии со ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Других вариантов расчетов с работниками за время командировки указанная статья не содержит.

В приведенной ситуации действительно выплаты по среднему заработку будут меньше, поскольку он не подлежит корректировке, так как произошло персональное повышение должностного оклада в связи с переходом на вышестоящую должность, а не в целом по организации.

Учитывая, что время нахождения в командировке включается в рабочее время, в случаях, когда средний заработок, исчисленный за время нахождения работника в служебной командировке, оказывается ниже его заработной платы за это время, рассчитанной в соответствии с установленными условиями оплаты труда, локальным нормативным актом об оплате труда работников могут предусматриваться доплаты к среднему заработку до заработной платы как за фактически отработанное время.

Вопрос. Подлежит ли оплате по среднему заработку выходной день, в который работник сдал кровь и полагается ли при этом еще два дополнительных оплачиваемых дня отдыха ?

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В случае сдачи крови в выходной день сотруднику предоставляется по желанию другой день отдыха.

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, в связи со сдачей крови в выходной день работнику полагается оплата по среднему заработку дня сдачи крови, дополнительного дня отдыха и другого дня отдыха, предоставляемого по его желанию.

В России здравоохранение, по мнению многих, находится в плачевном состоянии: бесплатная медицина пребывает в состоянии, близком, если пользоваться медицинскими терминами, к коматозному. Платная в основном представлена стоматологией и диагностикой. Сегмент частной медицины не может появиться сразу. Первоначального капитала, достаточного для строительства зданий, пригодных для современных комфортабельных клиник и покупки соответствующего оборудования в большинстве случаев, нет.

А приспособить любое здание для медицинских целей не всегда представляется возможным. По данным статистики, однозначное предпочтение платным медицинским услугам отдают только 8% больных, а 60% заболевших обращаются для начала в обычные поликлиники. В последних сталкиваются с такой ситуацией: чтобы получить бесплатную медицинскую услугу, необходимо сделать некоторое количество платных анализов.

Жалобы пациентов на некачественное обслуживание в учреждениях бесплатной медицины во многих случаях имеют под собой основание. Но что можно требовать от врача, детского хирурга в поликлинике Карелии, который получил на руки за вычетом налогов 9553,47 рубля, отработав 145 часов или врача-терапевта из Крыма с зарплатой после вычета налогов 10418,35 рубля за 156 отработанных часов?

«Дорожная карта»

В декабре 2012 года распоряжением Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти регионов рекомендовано разработать план мероприятий изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения – «Дорожную карту». Меры, предусматриваемые «Дорожной картой», направлены на выработку механизма уровня оплаты медработников от количества и качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг. Правительство считает, что достойная оплата труда сотрудников медучреждений является эффективным инструментом управления персоналом в целях для повышения качества оказываемых населению услуг.

«Дорожная карта» – палка о двух концах. Положения, изложенные в этом документе, направлены на улучшение финансового положения медперсонала. С другой стороны – прибавка зарплаты должна увеличить эффективность системы здравоохранения в целом. «Дорожной картой» предполагается изменение порядка оказания медицинской помощи и разработка новых профессиональных стандартов.

К 2019 году планируется изменения в оплате врачей до 200%, среднего и младшего медперсонала – до 100% относительно состояния зарплат в 2012 году. Кроме пункта о финансировании объектов здравоохранения, включая и фонд зарплаты, «Дорожная карта» имеет пункты, планирующие регуляцию смертности, заболеваемости туберкулезом и другие показатели качества системы здравоохранения.

Двойная бухгалтерия

  • доходы среднего медицинского персонала – 28 000 рублей в месяц;
  • младшего – 19 000 рублей.

Эти данные учитывают совокупный доход, и получается, что номинально требования «Дорожной карты» выполняются. Но в реальности, зачастую врачи и медсестры работают на нескольких ставках – только таким образом они могут получить достаточное количество средств для жизни.

Для тех, кого интересует действительный уровень зарплат, на проекте «Реальная зарплата медработника» можно не только посмотреть, сколько получает в месяц, например, врач-офтальмолог из Пензы или санитар-водитель из Якутии, но и оставить данные о собственной зарплате. Проект создан для демонстрации истинной картины, складывающейся в рамках исполнения «Дорожной карты» и борьбы с недостоверными отчетами руководителей больниц.

Скованные одной цепью

Врачи и пациенты находятся в одной лодке. Для покрытия возрастающих расходов на заработную плату медицинская бухгалтерия вынуждена списывать одну и ту же оплату медицинской услуги из фондов ОМС дважды. Официальные данные Росстата очень сильно отличаются от данных реальных опросов медиков. Нигде в стране не наблюдается реального роста заработной платы в соответствии с данными, описанными в плане мероприятий, составленном после «майских указов».

Кроме использования для отчетности совокупных данных, прирост зарплаты медиков получатся за счет снижения количества койко-мест в стационарах и сокращения штатов больниц и поликлиник. Эти мероприятия чаще всего производятся стихийно, без подготовки, к примеру, без усиления амбулаторной системы лечения пациентов. Это незамедлительно сказывается ростом числа врачебных ошибок, обусловленных возникшей дополнительной нагрузкой на врачей и медсестер.

В поликлиниках увеличиваются очереди, некоторые больные вынуждены обращаться к платным медицинским услугам, чтобы не терять время в очередях. Но, к сожалению, не все имеют возможность лечиться за деньги: больные отказываются от лечения или пытаются спасаться «народными средствами». Вместо снижения смертности, закономерного, по замыслу чиновников, результата действия плана по реформированию системы здравоохранения, статистика отмечает, что за первую половину 2019 года умерло на 27 тысяч человек больше, чем за то же время в 2018 году.

Сокращения штатов и прочие мероприятия по оптимизации расходов – мера, к которой вынуждены прибегать главврачи больниц и поликлиник: больше источников для соответствия планам «Дорожной карты» у них нет. А без отчетов о выполнении «Дорожной карты» область не получит трансфер федерального бюджета.

Прогнозы

Зарплата медработников в 2019 году по последним новостям должна быть повышена на:

  • 159,6% – относительно уровня 2012 года для врачей;
  • 86,3% – для среднего медицинского персонала;
  • 70,5% – для младшего медицинского персонала.

Произойдет ли это в действительности, пока сказать невозможно. В октябре на заседании Кабинета министров планируется обсуждение программы, согласно которой обговорят перенос основной части расходов по увеличению зарплатного фонда бюджетников на 2019-2020 годы. Хотя на сильное увеличение рассчитывать не приходится: Правительство подтвердило свои планы повышения зарплат работникам бюджетной сферы, но оговорило эту вероятность финансовыми возможностями государства.

Нестабильная экономическая ситуация в стране не способствует запланированному увеличению зарплаты на 8%. Скорее всего, состоится не прямое повышение зарплат согласно «Дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что, ожидать повышения более чем на 2,7% без учета индексации, по сравнению с прошлым годом, не стоит.

Еще один тонкий момент в вопросе повышения финансирования зарплатного фонда в бюджетных организациях – проведение индексации планируется не с начала 2019 года, а только со второй его половины – с 1 октября. Это еще более сильно ударит по кошелькам работников: изначально повышение планировалось на январь 2019 года, затем, как полагают, в связи с событиями по присоединению Крыма, было перенесено на октябрь 2019. Теперь заветная для многих дата смещается еще на год.

Ситуация в некоторых регионах настолько сложна, что врачам впору объявлять забастовку. Так, медики Забайкалья пытаются получить у министра труда Края информацию даже не о соответствии заработной платы «Дорожной карте», а получат ли они в сентябре деньги, заработанные в еще в августе. Перебои с выплатой заработной платы бюджетникам в регионе тянутся с ноября 2019 года.

Официально в бюджете страны предусмотрены резервы для ежегодных дотаций на индексацию зарплат бюджетников и госслужащих в размере 100 миллиардов рублей. Предложенная министром труда новая система оплаты труда предполагает напрямую зависимость от квалификации и работоспособности сотрудников.


48 комментария

    На основании «в бюджете нет денег» у нас уволили всех уборщиц. Заменили фирмой (неужели так бюджетнее) — однако у них самих текучесть. Сами уволились 2 педиатра, и думаю это еще не конец. В следующем году нам обещают, что разрешат работать только на одну ставку. А работы меньше не станет!

    1. Так уже в 2014 году выдали статистику средней зарплаты у мед сестер по мо 40000р.Хоть бы кто разом дал подержать такую сумму в руках…У меня 30 лет стажа+высшая категория+безвылазно на работе 25000 выходит,больше не получается….

    Проживаю в ЯНАО гор Ноябрьск зар плата на ставку в 2015 году со всеми накрутками и 30 процентным медецинским стажем 13 тысяч рублей А с января 2016 года в 2 раза повысили объём работы

    Везде работает черная бухгалтерия для проверки одни цифры в действительности совсем другие а департамент здравоохранения г Кемерово делает вид что ничего не знает, все они одним миром мазаны. Моя зарплата в офтальмологической больнице на 1.75 ставки 21000 рублей при высшей категории, здесь и стимулирующая и КТУ, все включено, а переработку в двойном размере гл. вр. Янец оплачивать не желает выкручиваются как ужи, заставляя нас заявления писать то на о.5, то на 0.75, хотя в договоре четко оговорено переработка в двойном размере должна оплачиваться!!!

    я получила 18т за декабрь, за другие месяцы и того меньше. все врут начиная главврача и заканчивая МАКСом и ФОМСОм потому что разворовывают бюджет. врач высшей категории стаж 28лет. Марина 1горбольницаГБУ города Махачкалы

    Согласно статистическим данным:

    средняя зарплата медработника в нашей стране на сегодняшний день составляет около 45 000 рублей;
    доходы среднего медицинского персонала – 28 000 рублей в месяц;
    младшего – 19 000 рублей.
    ага при ставке 5599.не выходит как то 28 000 в Твери мед сестра.не надо мерятся на Москву

  1. Челябинская обл.участковая медсестра высшей категории,имею зарплату 14000 руб.,участковый врач 22000,а у санитарок потолок 6000.Зато у начальника по официальным данным ежегодный доход 2.000.000 ,официальный оклад начмеда,подчеркиваю всего лишь оклад 60 000,когда как у врача оклад 6300.

    Московская область. уч. м/с стаж 3 года. за 1,5 года выплаты по зарплате снизились: от 19 000, потом 17 000, за янв 16года — 15000. за февраль — 12 200!!! в квитке зарплатном — 17000?!! оплата квартиры, детсада, кружков ребёнку в месяц — 14 500. кормят и одевают и лечат — престарелые родители…..

    Показатель средней заработной платы не является объективным. Те кто знаком со статистикой знают об этом. Рассчитывать надо модовое значение заработной платы, т.к. оно рассчитывает на основе наиболее часто встречающихся зарплат. Чиновники пользуются неграмотностью населения и втирают всем жителям РФ необъективный показатель средней заработной платы. Показатель средней заработной платы организации, состоящей из 5 человек, если четверо получают 100 тыс., а один 600 тыс., составит 200 тыс. Как видно, у работников оклад в два раза меньше средней заработной платы. Этим и польззуются чиновники в своих махинациях, подгоняя зарплаты всеми мыслимыми и немыслимыми путями под средний показатель, при этом себя не обделяя. Настоятельно рекомендую вам, граждане, знать хотябы элементарные методы математической статистики, чтобы господа чиновники не втюхивали вам с экранов телевизоров с серьёзным видом их жирных морд необъективный средний показатель заработной платы. Помните о том, что зарплату в организации объективно рассчитать можно только по модовому значению. Тогда только можно будет увидеть, насколько наиболее часто встречающаяся зарплата отличается от средней и требовать справедливости (или понять насколько вас обманывают).

    Я работаю в госпитале город железнодорожный Московская область оклад медицинской сестры высшей категории составляет 9.380 руб,с ночными,премией,за выслугу лет,а мой стаж 33 года на одном месте,на руки я получаю в месяц 18тыс.рублей.За ЖКХ 6.000,а на остальные 12.тыс приходиться только выживать со слезами.А медицина диагностическая вся платная!Чтобы прилично обследоваться приходится обращаться в платную клинику.Поход к врачу флебологу обошёлся мне 5.тыс,как на остальные крохи выжить? Жаль,что таких окладов нет у наших чиновников и у депутатов,А о министре здравоохранения вообще можно забыть!У меня такое предложение:установить достойные оклады медсестрам 30.тыс.руб и убрать все премии в виде дорожной карты и приказа 10/10,которая по квартально не выплачивается,а выплачивается,как правило в конце года.Так легче для командования украсть и распределять по своему усмотрению,эта лишняя лазейка для воровства администрации.Мы никогда не знаем какая сумма перечесляется для сотрудников.Всё покрыто мраком!А когда всё будет расчитано и включено в должностной оклад-не будет воровства.

    с 2016г чувствуется система оплаты стала другой.Получаю за месяц 38000 со всеми стимул и надбавками. В поликлинике сделали нормативы за месяц на обращение, неотложку, профосмотр. Если из них один пункт не выполнен, то урезают стимулирующую надбавку и итого невыполнение плана. каждый раз надо подгонять в электронном виде. У нас в якутии интернет плохо работает, постоянно зависает, приходится делать внеурочно. постоянно приходят с террит фонда недифференцированные. где неправильно заполнено ФИО или дата,номер полиса итд и все это снимается,итого от 600обращений минус 100человек. печальная работа

    Оказывается медицина везде кошмар!Ау Вы на верху! Министры о чем вы думаете? Из-за такого положения мед. работников народ перестал нас уважать.Они смотрят на медиков как на рабов.Могут нас оскорблять приходить на прием без записи за 5 минут конца рабочего времени и попробуй не принять хотя пришли за справкой…Медик тоже ведь -человек.У него обеденный перерыв.Этому медику надо поесть и идти на вызова

    Доброго всем времени суток. Работаю в роддоме акушеркой. Хочу сказать про оплату консультаций нашим врачам. Пациентка платит за консультацию в кассу 2000 рублей.Это осмотр, сбор анамнеза и назначение лечения. В конце месяца руководство присылает общую сумму на всех. Делим на количество консультаций за месяц и умножаем для каждого индивидуально. В 2015 году получалось по 46 рублей каждому акушеру. Траты за время осмотра: перчатки, масло грамм 10, свет, лист бумаги,мыло 5 мл и вода из крана. Ну сколько это? Рублей 200? А где оставшиеся 1754? Про дорожную карту так и не понятно. Платят, не платят. Ощущение, что перед проверками кидают кусок, чтобы рты закрыли. В 2014 заплатили один раз, в 2015 — 2, в 2016 — ещё ждем, обещали в мае. Сейчас август. А г-же Скворцовой отдельное спасибо за десятки закрытых роддомов в Москве. Рожать будут на дому. Повысится смертность. А мы опять будем виноваты. Ещё очень интересно, сейчас ребенком считается рождённый от 500 гр. И наша Вероничка с гордостью сообщает Президенту, что рождаемость повысилась. Радость-то какая! А кто-нибудь считает на сколько в России повысилось количество детей-инвалидов? Которые рождаются на сроках 25-28 недель.

    Кругом обман!Я работаю в Санкт-Петербурге в нос.организации.Я фельдшер-лаборант!Посмейтесь над моим окладом:5520.Столько платит мне Москва!Остальное~до 20тыс вместе с вредностью приходится зарабатывать потом и кровью,работая на троих!Где эти 40тыс про которые все пишут????

    Я работаю в Кирове стоматологической медсестрой.Работаю одна с тремя врачами.Санитарок нам не дают,мы должны и инструменты мыть за 260 р в месяц,зарплата с каждым месяцем все меньше и меньше.Куда смотрит наше правительство,сколько можно воевать и людей своих не во что не ставить.Терпеливые мы русские люди!