Презентация инновация в современном образовании. Инновационные процессы в образовании История инноваций в образовательной сфере презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Инновация появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в неё и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определённую социальную практику, а вовсе - не предмет.

3 слайд

Описание слайда:

Термин «инновация» вошёл в обиход ещё в 1930-е годы в качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии и был непосредственно связан с идеей диффузии (временное распространение) культурных феноменов. Инновации при таком подходе рассматриваются как основание изменений в культуре, как распространение особенностей культуры или субкультуры за её собственные пределы. В социологии образования инновационные процессы стали исследоваться в 1960-х годах, причём использовались по преимуществу концептуальные и методологические средства культурной антропологии. Позиция культурной антропологии в первой половине ХХ века - то, что выходило за рамки традиции и обычая, то и является инновацией. В середине 1980-х годов проводятся широкие исследования различных форм инноваций в педагогике и в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые предложены педагогами и администраторами школ различных ступеней в разных странах, налаживается международное сотрудничество в разработке этого круга проблем. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.

4 слайд

Описание слайда:

Инновация - это такая форма индивидуального или группового поведения, когда отдельный человек или группа достигают социально признанной цели средствами, которые ещё не были институциализированы в предшествующем обществе. Инновация оказывается связанной не с диффузией культурных нововведений, а с процессами институциализации новых форм поведения. Инновация - это акт, действие, процесс, противоположные тому, что будет социально признано в качестве социальной институции. И лишь в том случае, если институция отождествляется с некоей традицией, лишь в этом случае инновация оказывается противоположностью традиции.

5 слайд

Описание слайда:

концептуальная схема, которая позволит понять инновационные процессы как в контексте тех традиций, которые уже существуют в культуре и обществе, так и в контексте социального признания инноваций, в качестве базы для осуществления нововведений в системе образования, позволяет избежать, с одной стороны, противопоставления традиций и инноваций, превращения инноваций в нечто, чуждое традициям, а с другой стороны, делает возможным осмысление процессов превращения инноваций в социально признанные нормы и ценности, т. е. в некие институции, формирующиеся в ходе социальных действий и социальных коммуникаций между людьми. А со временем - становящихся традицией.

6 слайд

Описание слайда:

инновация и новшество (новация) - это одно и то же; инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) - также одно и то же, тогда - это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). инновация - это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.

7 слайд

Описание слайда:

инновационную деятельность необходимо рассматривать в пространстве вполне определённой социальной практики. С точки зрения конкретного субъекта этой практики инновационной можно считать всякую деятельность, приводящую к её существенным изменениям по сравнению с существующей традицией. инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и ещё только становящихся норм практики либо - несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям. Тогда инновация оправдана, более того, необходима. Она осуществляется не в пространстве идей и не только в пространстве действий отдельного субъекта, но становится подлинно инновационной только тогда, когда приобретает культурный радикал, когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям. Это предполагает фиксацию инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции. Если инновационная деятельность отвечает трём предыдущим условиям, то её особый смысл заключается в направленности на преобразование существующей практики, либо - на порождение принципиально новой практики. В этом случае в ней должен присутствовать вектор «институциализации» - организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.

8 слайд

Описание слайда:

фундаментальные научные исследования и концептуальные (теоретические) разработки; прикладные научные исследования, связанные с реализацией научных разработок в практике; организационно-управленческая деятельность; образовательная деятельность; опытно-экспериментальная работа, которая может полностью исчерпываться деятельностью по внедрению научных разработок в практику, но может инициировать научные разработки в новых направлениях.

9 слайд

Описание слайда:

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развёртке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Основанием различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то новация. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование - то инновация.

13 слайд

Описание слайда:

источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма общественной практики.

14 слайд

Описание слайда:

Критерии Новация Инновация Масштаб целей и задач Частный Системный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

15 слайд

Описание слайда:

Критерии Новация Инновация Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

16 слайд

Описание слайда:

Критерии Новация Инновация Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

17 слайд

Описание слайда:

это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. обеспечивает целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

18 слайд

Описание слайда:

три предметные проекции: образовательная среда - как социокультурное содержание образования, образовательные институты - как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы - как содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределённой деятельности субъектов образования. два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

19 слайд

Описание слайда:

Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

20 слайд

Описание слайда:

психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей. социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определённым видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России. собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

22 слайд

Описание слайда:

на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы; на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ; на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов; на уровне политика в образовании - это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

23 слайд

Описание слайда:

В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего - это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов. В системе профессионального образования и профессионального развития: это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик; это формирование психологической грамотности, шире - психологической культуры педагогического труда; это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов. В области образовательной политики: это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.

24 слайд

Описание слайда:

Cлободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Института развития дошкольного образования РАО




Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.




Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).




СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: фундаментальное и практикоориентированное образование; многоуровневое профессиональное образование; непрерывное образование; доступное образование; подготовка специалистов для глобального пространства; качественное образование.


Тактические задачи инновационного процесса в образовании: инновационный менеджмент в образовании; введение профильного обучения в старшей школе; использование реальной научной и производственной сферы; технологизация обучения; использование информационных технологий в образовательном процессе.




Структура профессионально- педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность). Профессиональная компетентность в базовой предметной области. Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания. Профессиональное творчество.


Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Направления инновационной педагогической деятельности: -использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности; -технологизация обучения; -использование информационных технологий; -учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; -освоение и внедрение внешнего инновационного опыта; -проектирование авторского инновационного опыта.


Инновационная деятельность: факторы успеха инноваций ОБЪЕКТИВНЫЕ: создание менеджментом инновационного климата (инвестиции, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, управление рисками, гармонизация интересов и т.д.) СУБЪЕКТИВНЫЕ: сформированность мотивов инновационной деятельности; критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам; способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций; принятие риска, неопределенности; готовность к умственным и физическим перегрузкам; обладание различными режимами творчества; умение делиться достижениями.


Список литературы: Алан Баркер. Алхимия инноваций.- М.:ООО «Вершина», с. Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Инновационная и экспериментальная деятельность в муниципальной системе образования.- Екатеринбург: РГ «Апрель», – 100 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 224 с. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», – 512 с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, – 256 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.


КОНТАКТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УрГУ: Директор ЦПО – Попова Ирина Васильевна г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, ул.Чапаева, д.16,к.212, 203тел. (343) ,

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Инновации в образовании.

Понятие «Инновация» Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Понятия «новация» и «инновация» Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятия «реформа» и «инновация» Реформа Инновация Изменение сроков начала обучения Изменения во внутренней организационной деятельности школы Увеличение финансирования Изменения в содержании образования Изменения в оборудовании учебных заведений Изменения в методах обучения Изменения в продолжительности обучения Изменения в отношениях «Учитель - Ученик » Повышение статуса образования Новые санитарно-гигиенические требования Изменения в структуре системы образования Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования.

Характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Виды инноваций по видам деятельности педагогические управленческие обеспечивают педагогический процесс

по характеру вносимых изменений радикальные комбинаторные модифицирующие основаны на принципиально новых идеях и подходах новое сочетание известных элементов совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы

по масштабу вносимых изменений локальные системные модульные независимые друг от друга изменения компонентов полная реконструкция системы как целого взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций

по проблематике инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразу-ющей деятельности на основе концептуальных идей инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитатель-ного процесса инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структуриро-вания инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления

в зависимости от области реализации или внедрения в содержании образования. в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы. в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств.

По источнику возникновения: Внешние (за пределами образовательной системы). Внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). По масштабу использования: Единичные. Диффузные.

В зависимости от функциональных возможностей: нововведения - условия нововведения-продукты организационно-управленческие нововведения обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия. педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

по масштабности и социально-педагогической значимости федеральные субрегиональные региональные предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов

По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности: Инновации нулевого порядка. Инновации первого порядка. Инновации второго порядка. Инновации третьего порядка. Инновации четвертого порядка. Инновации пятого порядка. Инновации шестого порядка. Инновации седьмого порядка.

По осмыслению перед внедрением инноваций: случайные полезные системные инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Направления реализации инновационных процессов в российских развивающихся образовательных системах: Формирование нового содержания образования. Разработка и внедрение новых педагогических технологий. Создание новых видов учебных заведений.

Структур ы инновационного процесса. Деятельностная структура - представляет совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Субъективная структура - включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Уровневая структура - отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях. Содержательная структура - предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, организации УВП, в управлении и т.д. Структура жизненного цикла - выражаетсяв следующих этапах: возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия (проникновение) - насыщение (освоенность многими) - длительность - исчерпаемость. Структура генезиса инноваций - очень близкая к предыдущей: возникновение - разработка идеи - проектирование - внедрение - широкое использование. Управленческая структура - предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.

Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.





Актуальность инновационной деятельность Инновации – воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Инновации должны улучшить качество образования. Инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения


Противоречия современного образования Между стандартизированным обучением школьников и их индивидуальными способностями и интересами; Между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учеников; Между тенденцией к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности; Между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями


Понятийный аппарат Новшество – идея, метод, средство, технология или система. Нововведение – процесс внедрения и освоения новшества нововведение = инновация Инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, а также сам процесс


Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом (К. Сумнительный) Определение потребности в изменениях; Сбор информации и анализ ситуации; Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; Принятие решения о внедрении (освоении); Собственно внедрение, включая пробное использование новшества; Длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Инновационная деятельность состоит из таких этапов:


Источники инновационных процессов интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рожденный в данной школе; педагогический опыт, рожденный в других школах; директивы и нормативные документы;. мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по- новому; потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.


Виды инноваций (К. Сумнительный) Ретроинновация С современную практику переносится модифицированный вариант уже существующего в прошлом явления Аналоговая инновация В известный подход вносится частная модификация Комбинаторная инновация Из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт Сущностная инновация Возникает действительно новый подход


Виды инноваций (В.М. Лизинский) Случайные Инновации надуманные и привнесенные извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы Полезные Инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но с определенными целями и критериями Системные Инновации, выведенные из проблемного поля с четко обозначенными целями и задачами. Строятся на основе учета интересов школьников и педагогов и носят характер преемственности с традициями


Классификация инноваций По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность: цель и содержание образования; технологии, методы, средства организации педагогического процесса; формы организации обучения и воспитания; система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся); образовательная экология. По способу возникновения и протекания инноваций: систематические, планомерные; стихийные. По глубине и ширине осуществления инноваций: массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования; частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением. По характеру происхождения: внешние; внутренние. По признакам масштабности: частные (локальные и единичные, не связанные между собой); модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой); системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).


Типы инноваций По отношению к структурным элементам образовательных систем; По отношению к личностному становлению субъектов образования; По области педагогического применения; По типам взаимодействия участников педагогического процесса; По функциональным возможностям; По сопособам осуществления; По масштабности распространения; По социально-педагогической значимости; По объему новаторских мероприятий; По степени предполагаемых преобразований


Направления инновационной деятельности (М.В. Богуславский, К. Сумнительный) Инновации в обучении Новые методики преподавания, новые способы организации занятий; новшества в организации содержания образования; методы оценивания образовательного результата Инновации в воспитании Системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, которые способствуют социализации школьников и позволяют нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде Инновации в управлении Новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности Инновации в переподгото вке кадров Новые методики преподавания, новые программы переподготовки кадров


Жизненный цикл нововведения 1 этапРождение новой идеи, этап открытия 2 этапИзобретение, создание новшества 3 этапПрактическое применение, доработка, устойчивый эффект 4 этапИспользование, распространение 5 этапПотеря новизны, появление альтернативы 6 этапСокращение масштабов применения


Стадии развития инноваций Возникновение или зарождение идеи нового. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Разработка путей реализации цели и проектирование. Реализация проекта. Распространение новой практики. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме.


Критерии инновации актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества); новизна (степень оригинальности инновационных; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну); образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности); общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом); полезность (практическая значимость инновационных процессов); реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).


Субъекты инноваций (психолог Э. Роджерс) Новаторы2,5% всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами Ранние реализаторы 13,5% следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы. Предвари- тельное большинство 34% Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам Позднее большинство 34% Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды Колеблющие ся 16% ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом Если инноватор – руководитель Типы реакции подчиненных Фаза отрицания характерна для подчиненного состоянием оцепенения, шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе зачастую отрицательную роль играет недостаточная информированность педколлектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации Фаза сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить "обратную связь" с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся Фаза исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты Фаза вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На данном этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов. Традиционализация