Статья влияние санкций на развитие малого бизнеса. Начать малый бизнес в условиях санкций

Шидов, А. Х. Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях / А. Х. Шидов, Б. З. Батова, И. Ю. Гедгафова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 11. – С. 217-220.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Х. Шидов , д — р экон . наук , профессор

Б.З. Батова , канд . экон . наук , доцент

И.Ю. Гедгафова , канд . экон . наук , доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

(Россия, г . Нальчик )

Статья публикуется при поддержке РГНФ, проект №17-02-00467

Аннотация . В статье рассмотрен малый и средний бизн ес как важный фактор ра з вития экономики в условиях нестабильной внешнеэкономической среды . О босновано, что только при эффективном использовании инструментов го сударственного регулирования эта сфера сможет занять достойное место в экономике страны . Для этого проанализ и рованы данные по количеству субъектов малого и среднего бизнеса; о пределены основные факторы, влияющие на низкий уровень участия в формировании ВВП , о бозначены пе р спективы развития в современных условиях .

Ключевые слова: малый и средний бизнес, конкурентоспособность, инвестиции, инн о вационное развитие, финансирование, экономические санкции, экономический кризис, г о сударственное регулирование.

Одним из основных элементов рыно ч ного хозяйства является малый бизнес, способный оживить экономику страны, формируя так не обходимый в наше время средний класс , составляющий значител ь ную долю экономически активного нас е ления. Именно с возрастанием значимости малого бизнеса связывают стабильный экономический рост в высокоразвитых з а падных странах, где данному сектору эк о номики отводится ведущее место.

Инновационное развитие малого би з неса способствует созданию новых выс о копроизводительных рабочих мест, росту доходов населения , созданию благоприя т ных условий для формирования науч но-производственного потенциала, что ос о бенно актуально в условиях нестабильной внешнеэкономической среды .

Российская практика и мировой опыт свидетельствуют о не обходимости гос у дарственно го вмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общ е ственно значимых ф ункций , чему и удел я ется особое внимание в России . А в усл о виях кризиса, санкций , а так же огран и ченности бюджетных средств возникает необходимость выбора эффективных м е ханизмов и новых форм стимулирования развития такого рода предприятий. Но д ля выработки действен ных мер государс т венной политики необходимо иметь р е альное представление совре менного с о стояния этого сектора экономики , его ос о бенностей развития в стране .

В России п од малым бизнес ом подр а зумевает ся совокупность мелких и сре д них предприятий, которые непосредстве н но являются участниками экономического рынка. По данным Единого реестра суб ъ ектов малого и среднего предприним а тельства количество этих предприятий за первое полугодие 2016 года снизилось на 650 000 единиц. Уже во втором полугодии наблюдалась положительная динамика роста , что связано с пересмотром критер и ев отнесения к числу малого и среднего предпринимательства (МСП) и включен и ем в этот перечень микропредприятий . В результате чего у них появилась возмо ж ность воспользов аться соответствующими льготами , что повлияло на рост количес т ва.

Н а начало ноября 20 17 года в России насчитывалось 5862360 субъектов МСП , в том числе малых предприят ий 265339, средних предприятий – 19813, микропре д приятий – 5577208 единиц . В I и II кварт а лах текущего года их количество возраст а ет , а затем в начале III квартала начинает резко снижаться (уменьшение на 10 % ) , переходя в медленный рост с сентя бря по ноябрь . Причиной такого сни же ния те м пов роста субъектов МСП является ба н кротство предприятий, вызванное измен е нием ключевой ставки ЦБ и пад ение м п о требительского спрос а , связанное со сн и же нием ре альных доходов населения (рис. 1) .

Рис. 1. Динамика роста субъектов МСП в России за 2017 г.

Несмотря на стабильный рост колич е ства субъектов МСП , по данным Мин и стерства экономического развития их вклад в ВВП России минимальный , в сравнени и с другими развитыми странами.

Как видно из рисунка 2, их вклад в ВВП России в 2011 году составил 19,4%, в 2012 году – около 20%, в 2013 году – 20,1 %, в 2014 году – 19,2%, в 2015 году – 19,9%, в 2016 году – 21,2%, а в 2017 данный пок а затель может достигнуть только 21%.

С нижение показат еля в 2014 году до минимального уровня объясняется усил е нием мирового экономического кризиса и влиянием экономических санкций , н а правленных против России .

За исследуемый период этот показатель не превышал 21,2%, когда в Англии, США, Франции он составляет 50% ВВП, а в Японии и Китае достигает 60%, обесп е чивая до 70% рабочих мест. Когда в Ро с сии , по данным Росстата , число занятых в данн ом секторе в 2015 году составлял о чуть более 28% всех рабочих мест в эк о номике, а в 2016 году около 32% .

Одной из главных причин недостато ч ного участия МСП в формировании ВВП считаем именно влияние периодов спада в отечественной экономике, так как этим предприятиям труднее выжить в тяжел ых условиях конкурентной среды.

Рассм ат ривая отраслевую структуру МСП в 2016 году видно , что большую д о лю составили предприятия оптовой и ро з ничной торговли – около 37 %. На втором месте – предприятия осуществляющие операции с недвижимым имуществом с долей в 21,7% . На третьем месте пр едпр и ятия сферы строительства, составляющие около 9%. Хотя и перерасчет по оптово-розничной торговле и операциям с недв и жимостью добавил совокупной валовой добавленной стоимости дополнительные 0,5 п.п ., считаем, что д ан ная структура свидетельствует о неэффективной гос у дарственной политике по поддержке м а лых предприятий, о чем свидетельствуют высокие те мпы развития именно в сфере торговли (рис. 3) .

В этой связи считаем, что должны быть разработаны мероприятия, созданы нормы и должны реализовываться пр ограммы по увеличению доли МСП в других о траслях экономики. В частности , должны быть предприняты меры по привлечению малых предприятий в се льское хозяйство , учит ы вая актуальность проблемы импотозам е щения сельскохозяйственной продукции сегодня .

Таким образом, основными направл е ниями повышения эф фе ктивности фун к ционирования МСП считаем:

1. Улучшение условий кредитования, направленные на снижение процентной ставки и решение проблем залогового обеспечения.

2. Предоставление долгосрочных за й мов инновационным предприятиям с в ы сокопроизводительными рабочими мест а ми.

3. Грантовая поддержка предприятий относящихся к таким сферам как сельское хозяйство, промышленность, товарное производство, IT-технологии , социальные услуги.

4. Создание гибкой системы налогоо б ложения , предусматривающей льготы для развит ия новых видов деятельности.

5. Создание инфраструктурных объе к тов, оказывающих различ ные виды пом о щи предпринимателям .

6. Проведение постоянного монитори н га эффективности предпринимаемых гос у дарством мер по под держке предприятий данной сферы и их совершенствование.

К сожалению, в условиях экономич е ского криз иса первым страдает МСП , как менее защищенный от внешних эконом и ческих воздействий. Несмотря на мног о численные попытки правительства по д держать малое предпринимательство пр е доставляя налоговые каникулы, субсидии, кредиты, гранты, предпринимая прочие меры ему тяжело встать на новый уровень развития в современных условиях. Поэт о му т олько эффективное использование всех инструментов государственного рег у лирования поможет МСП занять свое м е сто в экономике России и стать решением ее современных проблем.

Библиографический список

1. Батова Б.З. Проблемы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике / Б.З. Батова , З.М. Яхутлова // Современные концепции научных иссле дований. – 2015. – №4. – С. 9.

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: URL: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

3. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (дата обращ е ния: 27.11.2017).

4. Шидов А.Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сел ь хозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизв о дителями / А.Х. Шидов , Б.З. Батова , Л.Х. Шидова // Экономика и предприниматель ство. – 2014. – №8 (49). – С. 964-967. URL : http :// www . intereconom . com / component / content / article /213. html .

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES, THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT

IN MODERN CONDITIONS

A.H. Shidov , doctor of economic sciences, professor

B.Z. Batova ,

I.Y. Gedgafova , candidate of economic sciences, associate professor

Kabardino-Balkarian state university of H.M.Berbekov

(Russia, Nalchik)

Abstract. In the article, small and medium business as an important factor of development of economy in conditions of unstable external environment. It is proved that only with the effective use of tools of state regulation of this sphere will be able to take its rightful place in the economy of the country. For that analyzed data on the number of subjects of small and average business; identifies the main factors influencing low participation in GDP, the perspectives of development in modern conditions.

Keywords: small and medium businesses, competitiveness, investment, innovation develo p ment, financing, economic sanctions, economic crisis, state regulation.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • -- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • -- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • -- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; -- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; -- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% -- что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% -- в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий -- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки. Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются: Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Второе условие -- необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры -- вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства -- медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Третье условие -- налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ. Четвертое условие -- активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Государственная политика поддержки малого предпринимательства -- самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: первый -- широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; второй -- умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: -- «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; -- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; -- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; -- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; -- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются: -- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; -- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; -- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки; соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства. В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен. Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя. Причина проста -- коррупция. Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто. В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам. Первый проект -- создание бизнес -- инкубаторов. Бизнес-инкубатор -- это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2-3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая. Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы. Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой. Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник. Второй проект -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом: -- «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов; -- компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия; -- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок. Третий проект -- поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств. Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже. Четвертый проект -- поддержка малых инновационных компаний. Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства: -- высокая степень риска; -- высокий уровень издержек. Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов. Применяемые в настоящее время модели экспресс -- кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей. «Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб. Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери. Государственная финансовая поддержка заключается в следующем: -- производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса; -- частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам; -- предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита. Подводя итог изложенному в этой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России. В настоящее время разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу. Этапы развития малого бизнеса в России показывают недостатки и преимущества развития малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес имеет достаточное количество проблем, решать которые помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.

Многочисленные исследования наглядно показывают, что современное предпринимательство сталкивается с рядом препон, которые касаются и финансового обеспечения, и бюрократических проволочек. Что мешает организовать собственное дело? Каковы проблемы малого бизнеса в России 2018 года?

Внешние и внутренние влияния

Стоит оговориться сразу, что преграды могут быть не только внешними, но и внутренними. Под внешними угрожающими успешности предпринимательского проекта факторами можно понимать:

  • высокие налоговые ставки;
  • большую стоимость страхования;
  • общее отрицательное состояние экономики;
  • бумажную волокиту.

Прочие внешние проблемы развития малого бизнеса в России – это сложности с транспортом, конкуренция, нехватка сотрудников и их крайне низкая профессиональная подготовка. На самом деле данная категория факторов едва ли не бесконечна. Можно долго перечислять все то, что извне мешает активно и успешно развивать собственное дело.

Особенности внутренних факторов

Что касается внутренних факторов, то их список меньше. Первое, что может вызвать крах малого бизнеса в России, – это острая нехватка финансовых средств. Вопрос, где взять денег, очень актуален для многих предпринимателей. Кроме того, им необходимо не просто отыскать финансовую базу, но и научиться эффективно управлять ею.

Деньги заработать сегодня крайне сложно. Их никогда не бывает ни много, ни просто достаточно. Чтобы отыскать источник финансирования, придется потратить немало сил. Прекрасным решением могут оказаться такие инструменты, как:

  • прокат либо покупка в лизинг;
  • оформление кредитных карт;
  • овердрафт.

Финансовые сложности

Что касается таких приемов, как использование нового капитала, факторинг, займы у родственников и приятелей, дисконтирование счетов, то они редко приносят успехи. Потому назвать их распространенными нельзя.

Выгодные гранты или коммерческие кредиты получить представителю малого бизнеса практически нереально, поскольку доверия от банков им нет. Это связано с тем, что подобные компании нередко своевременно отказываются гасить долг, а взыскать с них денежные средства не представляется возможным.

Кстати, проблемы кредитования малого бизнеса часто обусловлены именно тем, что банковские организации отказываются с ними сотрудничать.

Нужно учитывать, что положительный кредитный показатель важен не только для финансовых структур для получения денег в долг. Данный параметр позволяет компании обеспечить отличные условия по любому договору.

Отсутствие планирования

Называя прочие причины, тормозящие развитие малого бизнеса в России, нельзя не отметить частое отсутствие четкого, детально продуманного плана. Большая часть небольших компаний попросту не знает, как он составляется. Однако отсутствие выверенного плана развития провоцирует возникновение сложностей с:

  • финансированием;
  • решением текущих задач;
  • возможностью правильно и грамотно подстраиваться под текущие изменения рынка;
  • рецессией.

Проблемы управления

Еще один сложный вопрос касается неэффективного руководства. Данная проблема подается одновременно в нескольких ракурсах. Чаще всего управление малым бизнесом оказывается неглубоким. Руководитель может быть чрезмерно поглощен вопросами практики, совершенно забывая о формальной стороне вопроса. Он подает себя как менеджера, а не как лидера, что неизменно вызывает сложности.

Сегодня проблемы регулирования современного малого бизнеса в РФ могут быть сопряжены и с еще одной преградой в виде неэффективного управленца. Создатель предприятия попросту не заручается поддержкой и игнорирует помощь компетентных менеджеров. Он может слишком надменно относиться к сотрудникам. Однако в небольших компаниях это является непростительной ошибкой. Такой подход к руководству со временем дает негативные результаты в виде стагнации и полной неудачи.

Маркетинговые сложности и проблемы менеджмента

Маркетинговая эффективность, вернее, ее отсутствие, – вот то, с чем зачастую сталкивается малый российский бизнес в кризис 2018 года. Множество небольших бизнес-проектов сегодня просто не продумывают фактор, который можно именовать их уникальным предложением в плане торговли. Они пытаются влиться одновременно в несколько конкурирующих областей.

Однако проблема состоит не в этом. Данные сферы зачастую противоречивы. Как результат, они не имеют ни высокого сервиса, ни демократичных цен.

Совокупность высокой ценовой планки и низкого уровня сервиса приводит к полному краху.

Стоит справедливо оговориться, что подобные проблемы в бизнесе вытекают из иных сложностей: опять-таки неэффективного руководства и отсутствия планирования. Именно поэтому крайне важно при развитии собственного дела ответить честно на вопрос, почему клиент должен пользоваться именно этими услугами или покупать данный товар.

Проблемы с реализацией стратегий

Современные особенности развития малого бизнеса в России таковы, что предпринимателям нередко приходится сталкиваться с полным отсутствием исполнения решений. Данная сложность может быть представлена в нескольких ипостасях:

  • фиаско проектов модернизации компании;
  • неумение управленцев разрабатывать стратегии;
  • непродуманность стратегий, их закономерная слабость, невозможность вступить в силу;
  • неосведомленность сотрудников фирмы о стратегии.

Более того, данная проблема может быть обусловлена и иными факторами. Так, иногда решающим критерием в принятии решения становится общение с сотрудниками. Это в корне неверно.

К этой же категории сложностей можно отнести отсутствие у небольшой компании существенной положительной динамики. При этом фирма может отказываться от проведения регулярного мониторинга, что не позволит получать анализ ее производительности.

Существенное влияние санкций на современный малый бизнес в России не просматривается. Более того, они стали неким стимулом для организации новых небольших предприятий и развития уже существующих.

Эффективные пути решения проблем

Существует несколько прекрасных вариантов решения проблем, которые назрели в небольшом предпринимательстве. Основное, что потребуется, – это разработать детальный план. Эксперты отмечают обязательное наличие в нем нескольких этапов. Это позволит правильно подготовить переход управленца от простого, рядового сотрудника к настоящему лидеру.

Данный план включает:

  • скрупулезное изучение рыночной ситуации;
  • формирование маркетинговой стратегии;
  • выбор ориентира на целевую аудиторию;
  • мониторинг затрат, вложений, кредитов;
  • детальный анализ эффективности проделанной работы и продуцирование выводов.

Последний этап как раз станет отличным целесообразным решением основной проблемы развития малого бизнеса.

Чтобы свести к минимуму все сложности, которые связаны с эффективностью руководства, эксперты советуют заранее готовиться к данной роли. Очень важно предварительно разобраться в тонкостях маркетинга, нетворкинга, экономики. Для управленца финансовые вопросы не должны казаться «темным лесом».

Также профессионалы рекомендуют опираться на целевой рыночный сегмент. Не менее важно сформировать стабильную финансовую базу. Целесообразно иметь в ресурсе столько денежных средств, чтобы их хватило как минимум на 18 месяцев беспроблемного расходования на нужды развития небольшой компании. В идеале лучше рассчитывать на 36 месяцев.

Сегодня малый бизнес в России 2018 года, как показывает статистика, оказывается успешным крайне редко. Все дело в том, что руководитель, часто рьяно взявшись за дело, быстро выгорает. Именно поэтому эксперты рекомендуют им максимально внимательно отнестись к распределению не только финансов, но и собственного времени.

Бизнес в России: Видео

На сегодняшний день является очевидным тот факт, что любая страна, так или иначе вовлеченная в мировой рынок (а государство не может полностью находиться вне него), подвержена влиянию внешних факторов.

Естественно, то же самое касается и России, страны с развивающейся экономикой, которая сегодня находится под ударом санкций западных стран. Санкции, будучи внешними факторами, ограничивающими экономику, оказывают определенное воздействие на деятельность всех компаний в стране: от больших промышленных агрохолдингов до микропредприятий.

Кроме того, что немаловажно, на экономическую ситуацию в государстве оказывают и контрмеры, которые применила Россия по отношению к западным державам. В данной ситуации отечественный бизнес оказался между молотом санкций западных демократий и наковальней ответных мер, предпринятых правительством нашей страны.

Находясь под гнетом санкций, бизнес любого уровня неизбежно сталкивается с проблемами. Тем не менее, если крупные предприятия чаще всего имеют необходимые резервы и пути отхода, которые помогают им пережить времена кризиса, то представители малого бизнеса зачастую оказываются не в силах вынести такой удар.

Данные рассуждения подтверждаются статистикой. Так, согласно данным опроса, проведенного РСПП, почти половина (48%) представителей отечественных компаний, участвовавших в опросе, уверены, что санкции оказывают влияние на экономику России. Более того, около трети всех респондентов выразили мнение, что влияние на деятельность предприятий оказывают как санкции, примененные в отношении Российской Федерации, так и ответные меры нашего правительства.

Влияние санкций на экономику, по мнению предпринимателей, носит многопрофильный характер, о чем свидетельствует график №1.

Таким образом, по мнению представителей бизнеса, больше всего проблем создает повышение цен на сырье и оборудование и снижение доступности кредитов.

Если брать во внимание проблемы, с которые столкнулись предприниматели после введения санкций, неудивительными становятся результаты другого исследования, проведенного Мосгорстатом, которое касалось активности представителей малого бизнеса в московском регионе.

Так, исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что сегодня темпы роста количества малых предприятий на территории Москвы значительно снизились по сравнению с 2011 годом (таблица №2).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что экономические санкций оказали сильнейшее влияние на экономическую ситуацию в стране в целом и на деятельность малого бизнеса в московском регионе в частности. Снижение темпов роста количества малых предприятий отрицательно скажется не только на развитии города, но и на благополучии граждан. Несмотря на незначительное увеличение количества микропредприятий, на сегодняшний день говорить о позитивных тенденциях не приходится.

Об отрицательном влиянии санкций на малый бизнес сегодня рассуждают и видные эксперты в этой области. Так, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев уверен, что несмотря на гипотетический позитивный потенциал российских контрсанкций, они неизбежно ударят по экономике страны, в частности – малому бизнесу и сельскохозяйственному сектору, так как для его модернизации и роста в условиях кризиса необходимы инвестиции, которые приходят в российскую экономику все в меньшем количестве.

Тем не менее, некоторые государственные чиновники усматривают положительную перспективу в данной ситуации. Например, секретарь общественной палаты Александр Бречалов уверен, что сложившиеся обстоятельства – хороший шанс диверсифицировать экономику и выйти на новый виток положительного развития. Кроме того, многие эксперты сходятся во мнении, что импортозамещение в определенной мере сможет оказать позитивное влияние на экономику страны. Однако, в условиях сокращения количества субсидий и свертывания программ государственной поддержки малого бизнеса, выглядит сомнительной идея того, что представители малого предпринимательства действительно смогут принять деятельное участие в спасении экономики страны.

Горчаков Григорий

Вице-президент Ассоциации «Аванти»

При всем понимании факта, что малое предпринимательство являет собой основу всей экономики страны, все реже и реже посещает наших сограждан желание заняться индивидуальной деятельностью, хотя еще на заре века ситуация была прямо противоположной. Виноваты в этом проблемы малого бизнеса в России, которые вызваны различными факторами и явлениями.

С какими проблемами сталкивается малый бизнес

Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом.
Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних.

Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп:

  • организационные;
  • проблемы с материально-техническим обеспечением;
  • финансовые;
  • кредитная необеспеченность.

Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Внутренние проблемы

Проблемы развития малого бизнеса в России начинаются, в первую очередь, с самого предприятия. Условно их можно назвать внутренними препятствиями.

  • Деньги

Получить и заработать их становится все труднее. Начинается все со стартового капитала, в качестве которого выступают накопленные средства. При умелом их использовании можно добиться хороших результатов, но для этого нужна свежая идея, грамотное планирование, постоянное усовершенствование товаров и услуг. И даже если у вас денег вполне хватает, совсем другая ситуация может быть у ваших клиентов, которые задерживают оплату, возврат долгов и выплаты по счетам.

  • Планирование

А скорее даже речь пойдет о его отсутствии. Причина тому напрямую связана с отсутствием знаний в сфере бизнеса, а результат – паническая трата денег на всяческие возникающие проблемы, что в итоге приводит к банкротству. Если же план развития у вас все-таки есть, не забывайте его пересматривать, исходя из быстро меняющихся условий экономики.

  • Руководство

Зачастую лидер компании забывает о своих основных обязанностях руководителя и переключается на функции обычного менеджера. Залогом успешного руководства является правильно подобранный коллектив, которому руководитель может делегировать часть обязанностей.

Внешние проблемы

Открывать малый бизнес в кризис в 2019 году – мероприятие довольно рискованное. Прежде чем действительно решиться на такой шаг, необходимо четко понимать, какие внешние факторы могут повлиять на общий успех дела.

Несовершенство законодательства и налоговой системы

Первый нормативный документ по малому предпринимательству был принят еще в далеком 1995 году. С годами стало совершенно понятно, что данное законодательство обладает массой недостатков, которые не только не способствуют, но еще и тормозят становление бизнеса в нашей стране. Следующий документ был подписан в 2007 году и сегодня в него ежегодно вносятся все новые и новые изменения.

Государство четко регламентирует размеры предприятий, формы собственности, уровень дохода. Главной сдерживающей силой являются многочисленные отчетности в бесконечных инстанциях. Не менее пагубно сказываются и штрафные санкции в случае опоздания с подачей отчетных документов. И даже несмотря на разнообразные программы поддержки бизнеса и упрощенную систему взимания налогов для малых предприятий, сумма этих налогов все равно остается для многих непомерно большой.

Административные барьеры

Проблемы создает и избыточное регулирование малого бизнеса в РФ. Обычно их принято называть административными барьерами. К ним относятся:

  • многочисленные проверки;
  • отнимающие много времени процедуры регистрации и получения нужных разрешений;
  • бесконечные согласования в различных инстанциях.

Практика показывает, что чем меньше в государстве устанавливается препятствий для создания предприятия, получения лицензий, выхода на международный рынок, привлечения наемных сотрудников, тем лучше себя ощущает малое предпринимательство.

Устранение таких административных препятствий сулит большой потенциал в вопросах процветания бизнеса.

Доступ к выполнению госзаказов

Давно известно, что специфика нужд государства такова, что некоторые из них может удовлетворить исключительно малый бизнес, поскольку для крупных производителей такие заказы особого интереса не представляют. А вот маленьким компаниям это позволяет полностью запустить свои производственные мощности. Но здесь часто возникают коррупционные схемы, и владельцам небольших компаний становится просто невозможно получить даже самый минимальный госзаказ.

Финансирование

Нельзя не обозначить и проблемы кредитования малого бизнеса. Большого стремления со стороны банков выделять кредитные средства для развития малого бизнеса в нашей стране пока не наблюдается. Связано это с большим риском и невозможностью компаний возмещать заемные капиталы. По сведениям экспертов, удовлетворение запроса на кредитование в нашей стране получают лишь 30% всех заявителей, а микрокредитование доступно и того меньшему числу – только 10%.

Большие сложности возникают у тех, кто собирается открывать свое предприятие. Гораздо проще получить займ, если вы уже достигли каких-то результатов и имеете незапятнанную кредитную историю. В этом случае многие банковские структуры даже готовы пойти на уступки – уменьшить процентные ставки, смягчить условия сроков погашения и размер комиссии.

Нехватка квалифицированных сотрудников

Данное явление напрямую связано с недостаточным финансированием предприятия. Естественно, при выборе места работы профессиональный менеджер или производственник пойдет в компанию с большим бюджетом, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, чем в небольшой фирме, где работать зачастую приходится на энтузиазме.

Санкции

Влияние санкций на малый бизнес в России стало ощутимым уже в прошлом году. Это выразилось в росте цен на продовольственные товары, увеличении курса евро и доллара, ограничениях на выход на международный рынок. Малый бизнес оказался самым уязвимым во всем экономическом секторе. Если до введения ограничений маленькие фирмы и так работали на грани рентабельности, то в новых условиях многие из них вообще окажутся за пределами экономики.

Перспективы развития малого предпринимательства

Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям. Прежде всего, исчезнет средний класс населения, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля.

В связи с этим реализовывается правительственная программа, согласно которой в период 2015-2016 год количество ИП должно увеличиться на 2 миллиона по всей стране. Хорошие перспективы малого бизнеса в России в 2019 году ожидают те предприятия, которые предлагают товары первой необходимости: продукты питания, одежду, обувь. Шансы есть и у тех, кто оказывает различного рода услуги: ремонт техники, автосервис.

Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям:

  • выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса;
  • предоставляется бесплатное бизнес-обучение;
  • льготные условия аренды офисных помещений;
  • предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий.

В числе последних шагов навстречу малому предринимательству можно назвать подписанный в июле 2015 г. мораторий на проверки (так называемые надзорные каникулы). активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов и пр.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России: Видео