Перспективы развития российских азс. Оценка эффективности бизнес-плана по приобретению и реконструкции азс Анализ рынка азс

Организация бизнеса на рынке услуг, на сегодняшний день, является более чем не простой задачей, если потенциальный учредитель или предприниматель пытается ещё на этапе планирования своей деятельности, анализировать реальные перспективы избираемого сегмента, в котором планируется дальнейшее развитие. При этом, анализ должен позволить дать оценку как текущего положения в данном сегменте, так и перспектив развития в нём, хотя бы в среднесрочной перспективе (5лет).

Высокая степень концентрации экономики в России, в других государствах, где свойственно называть вещи своими именами, называется монополизацией рынка. Сегодня, отечественный рынок товаров и услуг сильно монополизирован, исследовательский отдел по мониторингу рынка при РАНХиГС выделяет 3 основных причины такому положению дел:

Таблица 1

Таким образом, становится очевидным, что уже на этапе стратегического планирования будущей экономической деятельности, для большинства предпринимателей, особенно тех, кто относит себя к категории малого и среднего бизнеса, катастрофически сужаются перспективы занять выгодные позиции на рынке товаров и услуг, в том или ином сегменте.

Дополнительно ситуация отягчается ещё и тем, что в период социально-экономического регресса, который переживает Россия, наблюдается существенное снижение покупательской способности населения, что находит своё выражение в тенденции потребителя покупать наиболее дешёвые товары-заменители, сокращать как объёмы, так и частоту совершаемых покупок. При этом, монополизированный рынок практически не оставляет шансов для успешного старта тем предпринимателям, которые среди своих изначальных преимуществ, не наблюдает ни одного из приведённых выше факторов (в таблица 1)

Успешное планирование экономической деятельности в России сегодня, складывается на основе анализа избранного сегмента товаров или услуг, по следующим основаниям:

Из приведённых выше факторов, на сегодняшний день, фактор социальной значимости не должен оставаться недооценен. Дело в том, что при напряжённой экономической ситуации, частный сектор всё чаще оказывается вынужден прибегать к альтернативным источникам финансирования (традиционными источниками долгое время остаются коммерческие банки). Программа государственной поддержки бизнеса и малого предпринимательства, в условиях ежегодного дефицита бюджета, становится гораздо более «разборчивой» в отношении тех субъектов экономической деятельности, которые за этой поддержкой обращаются. На сегодняшний день, фонд содействия бизнесу и предпринимательству идёт на встречу и помогает в первую очередь тем проектам, которые представляют особую социальную значимость, или являются важными для территориальной инфраструктуры.

Само по себе, АЗС не должно рассматриваться лишь в контексте автомобильной заправочной станции, реализующей бензин и/или дизельное топливо. Полноценная АЗС, в теории, должна включать в себя следующие сегменты:

Разумеется, что полнота предоставляемых услуг по продаже топлива во многом зависит от спроса, который в России складывается вокруг преимущественного использования бензина и дизельного топлива.

Технологический прогресс обуславливает приверженность современного населения к определённому комфорту, и в некотором роде позволяет занятым в АЗС-бизнесе субъектам реализовывать сопутствующие товары и услуги. В частности, современные, технологичные АЗС представляют собой именно «станции», на которых, помимо основного, целевого функционала, реализуются товары широкого потребления, продукты питания, и услуги сферы общественного питания. Территориальное расположение каждой конкретной АЗС, может существенно влиять на цены реализуемых там сопутствующих товаров, в зависимости от степени удаления станции от ближайшего муниципального образования, что позволяет владельцам таких АЗС извлекать дополнительную прибыль.

Перспективным также видится реализация на базах АЗС, услуг технического характера, заключающихся в техническом обслуживании транспортных средств. При этом, вариация предоставляемых сервисных услуг такого рода может варьироваться от так называемых «срочных сервисных работ», к которым относятся работы по восстановлению покрышек при проколах, замена необходимых агрегатов, без которых невозможно продолжение движения транспортного средства (стеклоочистители, предохранители, свечи зажигания, моторные и трансмиссионные любриканты и т.д.) Но также возможна и организация полноценных сервисных услуг, если это обусловлено возможностями владельца АЗС и перспективами успешной реализации таких услуг.

В противоположном векторе работает тот бизнес АЗС, который направлен на автоматизацию реализации товаров и услуг. В таких случаях, АЗС обретает качественно иной вид, представляя собой технологичную систему, работающую на едином программном обеспечении, с автоматизированным процессом реализации своей основной целевой функции. Данное направление является спорным, потому как с одной стороны, автоматизированные АЗС, лишённые обслуживающего персонала, в перспективе, окупаются за счёт экономии на зарплатном фонде работников, но с другой стороны, через них уже не получается реализовывать столь широкий спектр товаров и услуг, эти АЗС требуют собственного сервиса, и в меньшей степени защищены от распространённого феномена вандализма.

На настоящий момент, автоматизированные АЗС занимают лишь 1/12 от общего числа АЗС в РФ. И лишь прогнозы на отдалённые перспективы указывают на ожидаемый рост численности автоматизированных АЗС в будущем.

Возвращаясь к вопросам концентрации рынка АЗС в России, у многих потенциальных предпринимателей встаёт справедливый вопрос, насколько возможна адекватная конкуренция на данном рынке, в условиях доминирующего положения ряда крупных организаций -лидеров рынка.

Информационно-аналитическое агентство «Info-line Spb» проводит анализ вовлеченности основных крупных экономических субъектов данного сегмента на рынке АЗС:

При этом, не стоит делать поспешных выводов относительно роли указанных компаний в отношении переработки добываемых углеводородов и рынка АЗС в России. Так, если на рынке добычи и переработки добываемых углеводородов, Лукойл занимает лидирующие позиции, а вот на рынке АЗС, практически во всех регионах ветвь первенства держит Газпром.

При этом, внутри данного сегмента рынка, в сложившихся условиях экономических условиях и при отсутствии адекватного антимонопольного регулирования, наблюдается дальнейшая концентрация рынка АЗС среди ключевых игроков, по следующим направлениям:

Ø Поглощение «Роснефти» такого крупного регионального игрока как «Башнефть»;

При этом, и «Росснефть» и «Газпром» являются компаниями с государственным участием, что изначально обеспечивает им доминирующее положение на рынке, в том числе и на рынке АЗС. И на сегодняшний день, такие организации как «Татнефть» ещё имеют некоторую представленность на рынке АЗС в пределах муниципальных образований, в то время как рынок АЗС представленностью за пределами муниципальных образований, включая и на наиболее логистически-затруднительных участках авто-дорожной инфраструктуры, представлен компаниями «Лукойл» и «Газпром»

Традиционно, ПАО «Лукойл» является второй по рейтингу нефтедобывающих компаний, по получению прибыли от реализации собственной продукции;

ПАО «Газпром», в свою очередь, уступает ПАО «Лукойл» по доли в добыче углеводородов, но опережает по доли рынка в АЗС

Тем не менее, данные показатели, касающиеся ключевых игроков рынка, не должны отпугивать потенциальных предпринимателей, оценивающих свои шансы на рынке АЗС. Далее, мы рассмотрим перспективы данного бизнеса с АЗС.

Перспективы

Рынок АЗС, на современном этапе развития Российского топливного ретейла первичного звена, является перспективным по ряду причин:

Таблица 2

Каждая из приведённых в сводной таблице факторов обуславливает перспективность развития АЗС-бизнеса в России, но в то же самое время, требует анализа каждого отдельного фактора и сопоставления с способностями каждого конкретного экономического субъекта к развитию в данном направлении.

1) Обширность территорий в РФ является фактором, ставшим «притчей во языцех», но в то же самое время, недопустимым является такое отношение к этому фактору, при котором он рассматривается как безусловное преимущество. Дело всё в том, что при достаточной территориальной протяжённости между объектами АЗС, с одной стороны, предпринимателю удаётся зайти на рынок первичного топливного ретейла в тех территориях, где наименьшая степень конкуренции в данном сегменте (отдалённые муниципальные образования, с слабым транспортным сообщением), а с другой стороны, требует готовности обеспечить логистическое снабжение собственных объектов АЗС на такой удалённости, что не просто и составляет собственные издержки, к которым нужно быть готовым;

2) Широкое применение автомобильного транспорта является казалось бы общераспространённым явлением в России, однако, уповая на этот фактор, владельцу объекта АЗС стоит уже изначально проанализировать какие типы ДВС используются в тех местностях, где он планирует размещать свои АЗС. На сегодняшний день, статистика показывает, что в отдалённых местностях, особенно в тех муниципальных образованиях, которые имеют статус населённого пункта и сельского поселения, преимущественно используются дизельные ДВС, а это требует от пункта АЗС готовности удовлетворить потребность населения именно в дизельном топливе, типы которого, к тому же, имеют свою сезонность и температурную диверсификацию;

3) Высокая степень значимости для инфраструктуры и социальная значимость, эти факторы можно объединить, так как они представляются совокупностью наиболее значимых преимуществ для ведения бизнеса с АЗС. В силу уже рассмотренного территориального фактора, в каждом регионе РФ существуют свои собственные местности, где в силу недостаточности развития авто-дорожного сообщения, сохраняется проблема с доступом к услугам АЗС профессиональных потребителей - организаций, как частного, так и публичного сектора, которые в своей деятельности непременно задействуют транспорт. Для работы таких организаций, наличие доступных АЗС является крайне важным фактором, потому как это позволяет им отказаться от заправок мобильно-цистерного типа. В таких местностях, муниципальные образования имеют, в подавляющем большинстве, моноотраслевую специализацию, и эффективное функционирование работающих там предприятий обуславливает как экономическую, так и социальную жизнедеятельность местности. Таким образом, функционирующие АЗС в таких местностях становятся «опорным фактором» как инфраструктуры, так и социального развития. И уже из этого вытекает возможность предпринимателя развивающего бизнес с АЗС, обращаться за государственной поддержкой своего бизнеса, поскольку бизнес с АЗС при данных условиях, отвечает всем требованиям, предъявляемым программой господдержки (социально-экономическая значимость конкретного вида экономической деятельности);

4) Наличие большого числа потенциальных клиентов объясняется унифицированностью предоставляемых услуг и реализуемого товара через АЗС. От потребления топлива для ДВС зависит деятельность широкого круга экономических субъектов, как публичного, так и частного сектора, при этом, бизнес через АЗС предполагает возможность гибкого регулирования как ценовой политики реализуемых товаров и услуг, так и условий взаимодействия с другими экономическими субъектами.

Предприниматели, решающие начать вести бизнес с АЗС, помимо вопросов стратегического планирования бизнеса, сталкиваются и с более «земными» проблемами, решение которых, тем не менее, во многом определяет эффективность осуществления целевых функций будущей АЗС.

Речь идёт о непосредственном материально-техническом оснащении АЗС, через которое реализуется главный продукт - топливо.

Как уже было сказано выше, в основе любой АЗС лежит реализация топлива различного типа, при этом, вне зависимости от формы реализации, отпускать данный товар возможно только при наличии работоспособного оборудования, которое проектируется специально для АЗС.

Кроме того, специфика целевого товара (топлива), такова, что данный товар является объектом повышенной опасности, в следствии чего, любое обращение с ним, транспортировка, хранение, реализация, требуют соблюдения не просто техники безопасности, а именно административных предписаний, данных профильными службами, в которые включены особенности всего того оборудования, которое должно использоваться на АЗС.

Необходимость соблюдения этих прескриптивных соответствий и составляет ту административную издержку, которая свойственна бизнесу с АЗС.

Однако, предпринимателей, решивших развивать бизнес с АЗС, не должны отпугивать эти обстоятельства, хотя бы уже потому, что на сегодняшний день, сложились отработанные пути решения этих административных вопросов. Главным образом, таких путей 2:

Пути решения

Преимущества

Недостатки

Ведение бизнеса с АЗС через договор коммерческой концессии

– позволяет целиком решить вопрос с выбором оборудования, оформлением непосредственно АЗС, развитием фирменного наименования;

– решённая система правового сопровождения деятельности АЗС;

– решенный вопрос с кадровым обеспечением деятельности АЗС;

– нет возможности индивидуального оформления АЗС и развития фирменного наименования;

– отсутствие возможности гибкого ценового регулирования деятельности АЗС;

– обязанность выплатить «паушальный взнос» в начале деятельности АЗС и последующих выплат «роялти» обладателю средств индивидуализации (франчайзеру);

Самостоятельное ведение бизнеса с АЗС

– возможность самостоятельного развития фирменного наименования, выбора оборудования и представляемой через АЗС продукции;

– возможность осуществлять гибкую ценовую политику;

– возможность самостоятельно устанавливать партнёрские отношения с сторонними организациями;

– изначально, отсутствие клиенткой базы, собственных средств индивидуализации и фирменного наименования;

– необходимость самостоятельного кадрового обеспечения, правового обеспечения;

– низкая степень доверия со стороны клиентов- физических лиц;

На сегодняшний день, на российском рынке АЗС, наиболее предпочтительными профильными компаниями, предоставляющими возможность заключения франшизного соглашения (договора коммерческой концессии) является следующие:

Ø «Лукойл» - нефтяная компания;

Ø «Газпром нефть»;

Ø ОАО НК «Бащнефть»

В свердловской области, именно эти три компании имеют наиболее существенные доли в рынке АЗС. При этом «Лукойл» готов предоставить своим потенциальным концессионерам (пользователям по договору коммерческой концессии в соответствии со ст1027 ГК РФ) наиболее лояльные условия. В частности, данная организация, при заключении франшизного соглашения, рассматривает каждого потенциального партнёра - индивидуально. При этом, компания-правообладатель берёт на себя функции по обеспечению таких принципиальных элементов ведения бизнеса, как оформление АЗС, формирование фирменного наименования и средств индивидуализации, кадрового оби правового обеспечения. В рамках франшизного соглашения, предприниматель освобождается от проблемы выбора оборудования АЗС. Но разумеется, чтобы осуществлять бизнес на данных принципах, компания-правообладатель должна быть уверена в состоятельности своего партнёра по франшизному соглашению.

Если же предприниматель намеривается самостоятельно вести бизнес с АЗС, то следует быть готовым к принятию таких ответственных решений, каким оборудованием обустраивать свою АЗС. Так как к оборудованию предъявляются очень серьёзные требования, а устойчивость работоспособности оборудования является ключевым фактором эффективности работы АЗС, возникает необходимость в выборе надёжного производителя оборудования.

Пытаясь определить, продукцию какого производителя оборудования для АЗС стоит использовать в своей деятельности, кажется наиболее целесообразным исходить из того, каким оборудованием пользуются ведущие крупные организации на рынке АЗС России.

Сегодняшний рынок оборудования для АЗС представлен следующими производителями:

При этом, если предприниматель намерен вести бизнес с АЗС на основе действительно качественного оборудования, которое соответствует европейским стандартам качества, то выбор оборудования может быть сделан в пользу Gilbarco Veeder-Root.

«Гилбарко Видер-Рут» является объединением ведущих компаний-производителей в своём сегменте, производящих оборудование высокого качества. Продукция от данного производителя совмещает в себе как надёжность и качество, так и высокую степень экологической безопасности.

Компания «Гилбарко Видер-Рут» является уникальной ещё и потому, что ей предлагаются продукция и услуги для смежных отраслей:

Ø Автоматизированная система учёта запасов и движения топливных продуктов;

Ø Насосные системы для приёма-подачи топлива, и топливораздаточные колонки;

Ø Автоматизированные системы управления АЗС и АЗК;

Ø Электронные платёжные системы и терминалы;

Дополнительным преимуществом данной компании является ещё и то, что она представляет свои услуги во всех регионах РФ, включая и Уральский федеральный округ.

Оборудование «Гилбарко Видер-Рут» сегодня можно увидеть на АЗС таких компаний как «Лукойл НК» и «Газпром нефть». Топливораздаточные колонки от этого производителя зарекомендовали себя особенно хорошо своей надёжностью и скоростью выполнения функции. Кроме того, дополнительным преимуществом продукции данной производителя является её эргономичный вид, удачно вписывающийся в оформления современных АЗС.

Компания «Шельф-М» является отечественным производителем специализированного оборудования для АЗС и топливохранилищ, соответственно, данный производитель также выпускает оборудования и для транспортировки топлива, включая и газовой субстанции.

«Шельф-М» выпускает собственные автоматизированные топливораздаточные колонки, в относительно не широкой линейке. Углублённая специализация «Шельф-М» складывается вокруг оборудования непосредственно для хранения топлива и его транспортировки. Очень часто, особенно на тех объектах АЗС, которые территориально находятся на достаточном удалении от пунктов снабжения или на удалённых участках логистических маршрутов, возникает необходимость закупа большего объёма реализуемого топлива. Хранение топлива требует соблюдения особых условий и использования технологии разлива и хранения. Именно эти задачи можно решить наиболее эффективным способом с помощью оборудования от «Шельф-М»

Продукция компании «Винсо СВ» уже успела себя хорошо зарекомендовать у таких крупных участников рынка АЗС, как «Башнефть» и «ТНК»

Этот отечественный производитель поставляет специальное оборудование как для АЗС, так и для нефтебаз, позволяя решать вопросы не только организации реализации топливных продуктов на АЗС, но и надлежащее хранение топлива.

Примечательным является то обстоятельство, что продукция «Винсо СВ» на российском рынке оборудования для АЗС, в части топливораздаточных устройств, производится по стандартам одного из ведущих производителей аналогичного оборудования в Италии (компания «Piusi»).

Отдельного внимания заслуживают устройства для раздачи дизельного топлива и комплектующие в виде контрольно-учётного оборудования. Отдельной линейкой &l


Анализ рынка ААЗС в России: Тенденции. Развитие. Направления
За последние несколько лет топливный рынок заметно изменился. Многие стандартные решения перестали приносить результат, привлечение и удержание клиентов становится все дороже, а заработок топливной розницы падает. Сегодня всем операторам приходится задумываться о том, как сократить издержки и повысить доходность автозаправочных станций. И, по мнению директора по развитию компании «СКОН-Автоматические АЗС» Артема Скворцова, секрет сохранения, а иногда и преумножения доходности топливного ритейла лежит в плоскости технологий…

«Современная АЗС»: Артем, компания «СКОН» уже много лет работает на рынке нефтепродуктообеспечения. За прошедшие годы вы наблюдали различные метаморфозы топливного ритейла. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, какие события сейчас происходят на рынке?

Артем Скворцов: Из-за кризиса внутренний спрос на ГСМ снизился. Основной причиной этого стало повышение стоимости нефтепродуктов, связанное с ослаблением курса рубля и спадом грузоперевозок на фоне санкций. Компании рынка топливного ритейла начали более активно вникать в структуру операционных затрат и снижать издержки. «Тучные» нулевые закончились, сейчас нужно искать более эффективный подход к бизнесу, который и позволит пережить этот сложный период. При этом топливный ритейл с каждым годом усложняется, становится более технологичным и требует квалифицированного внимания к управлению. ВИНКИ со своей агрессивной политикой и огромными ресурсами, инвестируемыми во всевозможные программы по привлечению и удержанию клиентов, также влияют на доходность и забирают часть прибыли у независимых операторов. Все эти факторы приводят к повышению издержек и снижению прибыльности розничной торговли нефтепродуктами.

«Современная АЗС»: Что, на ваш взгляд, можно противопоставить такому негативному процессу?

Артем Скворцов: Противопоставлять, наверное, ничего не надо. Рынок сам находит наиболее оптимальные решения для своей стабилизации. Сейчас мы видим, как растет число запросов на автоматизацию традиционных АЗС. Трассовые АЗС, с магазинами и сопутствующим бизнесом, генерируют дополнительную прибыль, причем сопутствующие товары нередко дают более 30% прибыли. А есть уникальные случаи, когда прибыль от нетопливных товаров доходит до 90%. Владельцы АЗС формата «киоск», где сопутствующий бизнес в принципе невозможен, исходя из архитектурных ограничений, все больше смотрят в сторону автоматизации процесса продажи топлива без участия кассиров. Коллеги по цеху прекрасно знают, что до 60% операционных затрат по АЗС – это фонд заработной платы, еще около 10% – тепло, вода, канализация. В случае реорганизации АЗС в автоматическую, затраты на ФОТ и коммуналку, за исключением электроэнергии, не нужны. Кроме того, сама по себе автоматизация процесса отпуска топлива дает синергетический эффект в привлечении клиентов, т.к. клиент больше доверяет роботу, в данном случае терминалу самообслуживания, нежели грустному вороватому оператору АЗС в окошечке с лотком для денег. Автомат не обманет клиента, автомат не обманет и хозяина. Многочисленные исследования и практики показывают, что 90% недостач на АЗС генерируются персоналом. Это касается и недостач по топливу, и недостач по сопутствующим товарам. Поэтому перевод обычной АЗС в автоматическую придает акционеру дополнительную уверенность в том, что ни одна копейка дохода мимо не уйдет.

«Современная АЗС»: Очень интересные наблюдения, а как обстоят дела на практике?

Артем Скворцов: Конечно, все эти рассуждения могли бы казаться фантазиями, если бы не реальные кейсы, которые мы реализовали для ряда компаний. Вот пример сбыта НК «Роснефть» в Твери. Небольшую традиционную АЗС, рядом с жилым массивом, превратили в автоматическую. Видео и технологический контроль – диспетчеризация, осуществляется на расположенной неподалеку традиционной АЗС, с не слишком загруженным трафиком.

Еще один более свежий пример в г. Рязань. Летом 2016 г. старая традиционная АЗС была превращена в большой Автомат. Кстати, на нем мы впервые установили новейшее программное обеспечение и терминалы самообслуживания 4-го поколения. На фотографиях видно, что место операторной занял небольшой хозблок, в котором для удобства размещено оборудование автоматизированной системы. Так мы поступаем, когда позволяет место. В случае, если место ограничено, автоматика монтируется прямо в колонны навеса.


Новая автоматическая АЗС, г. Рязань

Еще один пример – АЗС «Impulse». Уже в первый день после реконструкции владельцы станции были удивлены уровнем реализации.

После запуска в Рязани АЗС, перерожденной в автоматическую станцию, мы для этой компании реализовали проекты строительства новых ААЗС уже с нуля.

«Современная АЗС»: Получается, «СКОН», имея готовые кейсы по автоматизации, готов их применять и для других заказчиков?

Артем Скворцов: На самом деле для «СКОНа» каждый проект индивидуален. Мы не просто продаем заказчику железо и автоматику, а тщательно, на этапе постановки задачи, вникаем в каждую деталь будущей ААЗС, начиная от географического положения и заканчивая анализом конкурентного окружения. Нам важно создать для заказчика прибыльный эффективный инструмент.

Прибыль заказчика – наши будущие подряды. Опыт нашего коллектива, создавшего когда-то сеть автоматических АЗС под брендом «ERGO~», (которая в 2012 г. была продана ОАО АНК «Башнефть» как бизнес целиком), позволяет нам давать дельные советы заказчикам. Еще раз повторюсь: прибыль заказчика – наши будущие подряды. Мы, как ни кто, заинтересованы в развитии бизнеса наших клиентов.

«Современная АЗС»: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые могут вытеснить существующие?

Артем Скворцов: Новые технологии, безусловно, появляются, но в основном они касаются оплаты топлива на АЗС. Сегодня, благодаря новым разработкам, клиент может заправиться, не покидая автомобиль. В этом преуспели компании из Швеции.

Традиционно именно в скандинавских странах отрасль автоматизации АЗС идет впереди планеты всей. Не так давно в вашем же журнале писали о роботе-заправщике, способном полностью обходиться без человеческого присутствия. Хотя такой робот скорее является демонстрацией возможностей и дорогостоящим имиджевым, чем рабочим бизнес- проектом. Очень уж много ограничений: автомобиль должен быть чистым, горловина бака специальной конструкции и т.д.


Роботизированная заправка. Швеция.

Мы озаботились другой проблемой. Дело в том, что налоговое законодательство РФ не позволяет живым пистолетчикам принимать оплату за топливо. Но иногда, в морозы или в межсезонную грязь, выходить из автомобиля совсем не хочется. Да, есть решения, когда пистолетчик с переносным терминалом для приема карт может подойти и принять оплату, но это дорого (один переносной терминал стоит не менее 70 тыс. руб.). А расчет наличными вообще невозможен. Хотя наши коллеги из Азербайджана решают этот вопрос по-другому, устанавливая около каждой ТРК по кассе (Смеется). В России такую роскошь владельцы АЗС себе позволить не могут, да и климат не тот. Но для «СКОНа» непреодолимых преград нет.

«Современная АЗС»: Вы хотите сказать, что у вас есть решение этой проблемы?

Артем Скворцов: Да! Глядя на девушек в белоснежной одежде, пробирающихся сквозь лужи и грязь к кассе на АЗС, возникла мысль создать сервис, который позволял бы вообще не выходить из автомобиля и даже не открывать окно.

Около года мы работали над новой концепцией и ее реализацией. Это дистанционная оплата топлива на АЗС и ААЗС, и первый пилотный результат мы демонстрируем в ноябре 2016 г. на выставке «Автокомплекс-2016». Проект называется BENZUBER™ – онлайн-сервис для оплаты топлива на АЗС с помощью мобильного приложения. Сервис позволяет, не обращаясь в кассу АЗС, производить оплату и налив топлива. Оплата топлива с помощью мобильного приложения, в профиле которого привязана банковская либо топливная карта.

Клиенты, установившие такое приложение, могут оплатить топливо, не выходя из автомобиля или выйти только чтобы вставить пистолет в бак и заправить автомобиль. Представьте – вы подъехали на АЗС к конкретной колонке, увидели ее номер, далее в приложении ввели номер колонки, вид топлива и количество, подтвердили налив и все – бензин бежит в ваш бак. Это не фантастика. Мы опять же тестируем и обкатываем сервис на собственной сети АЗС.

«Современная АЗС»: Отличная идея! А разве никто до вас этого не делал?

Артем Скворцов: В США и Европе появились такие сервисы, но они сложны и имеют массу ограничений. Требуется либо привязка к определенной сети АЗС, либо к банку. Европейские вендоры систем управления для АЗС тоже анонсировали подобные сервисы, но и они привязаны к конкретной системе управления АЗС.

Мы пошли немного дальше. Наше решение может использоваться на ЛЮБОЙ АЗС. Архитектура такова, что мы можем подключиться к любой системе управления, подключить к приложению любую банковскую или топливную карту клиента. Всех подробностей раскрывать не буду – рынок сам увидит решение в масштабе.
Разрабатывая систему, мы наткнулись на ее невообразимые возможности. Так, например, отпадает необходимость в терминалах самообслуживания вообще как класса. Есть решение для ведомственных станций. Есть фантастически дешевое решение для сельских и слабо населенных территорий.

Ну так уж получилось, что мы опять, как в случае с ААЗС с удаленным контролем, первые вышли с этим решением на топливном рынке в России. Идей и фантазий может быть масса. Идея сама по себе не имеет никакой ценности, но если она своевременно реализована… Как сказал один мой коллега: time to market – время не ждет.

«Современная АЗС»: А когда можно ожидать массового использования нового сервиса?

Артем Скворцов: В ноябре мы завершаем тестово-коммерческие испытания системы. С некоторыми сетями АЗС мы уже проводим переговоры и, возможно, на некоторые регионы будут заключаться эксклюзивные права на этот сервис. Скажу только, что для наших клиентов, тех, кому мы строили ААЗС и автоматизировали АЗС, этот сервис будет доступен гарантированно.

«Современная АЗС»: Будем внимательно следить за этой интересной темой. А что вы скажете о дальнейших тенденциях на рынке топливной розницы? Чего ждать и к чему стремиться?

Артем Скворцов: Тут не буду фантазировать и выдумывать. Не секрет, что США и Европа давно-давно впереди России по уровню развития АЗС и сервиса на них. Поэтому надо полагать, что то, что сейчас происходит на Западе, вскоре ждет и нас. Розница ориентирована на потребителя, который становится требовательней и капризнее.

Изучив Европейский и Американский рынок, не трудно догадаться, что будет в ближайшее десятилетие.
Возьмем США. 79 из 100 опрошенных клиентов предпочитают заправляться раз в неделю на АЗС около супермаркетов или гипермаркетов. Раз в неделю заправляться позволяют и топливные баки все большей емкости, и экономичные двигатели, которые, по сравнению с двигателями 20-ти летней давности, экономичнее в 2–3 раза. Ниже я приведу график лояльности потребителей к сетям АЗС составленный на основании опроса американских автолюбителей.

Удивительно, но в первой пятерке совершенно не топливные бренды, а бренды сетей супермаркетов. Возглавляет рейтинг сеть супермаркетов Kroger.

Компания Kroger начала продавать топливо при своих магазинах в 1998 г, почти 20 лет назад. В 2004 г. компания уже управляла 500 ААЗС при своих супермаркетах и выросла до 1000 в 2010 г. Сегодня Kroger имеет 1275 АЗС при каждом своем гипермаркете, и 725 АЗС при небольших супермаркетах. И это, практически, все АВТОМАТИЧЕСКИЕ АЗС!!!

Сети продают топливо почти по себестоимости, тем самым привлекая клиентов в свой супермаркет, где они «отбивают» затраты и получают прибыль от продажи более маржинальных товаров.

Другой пример, поближе к нам. Сеть супермаркетов TESCO в Великобритании.

Темпы роста числа АЗС при супермаркетах в Великобритании в последние годы угрожают независимым заправкам закрытием. Ассоциация розничных операторов Великобритании сообщила, что из-за активной экспансии супермаркетов на розничный рынок около тысячи независимых АЗС в стране могут быть закрыты до 2017 г.

У нас в России розничные ритейлеры пока заняты собственным развитием и гигантской экспансией рынков, по большей части географической. Некоторые сети открывают, вдумайтесь, по 2–3 магазина в день! Значит, есть за чем гнаться. Доходность позволяет устраивать такие «гонки». Оглянитесь в своем районе. На месте, где раньше был один супермаркет, и всему району его хватало, вдруг выросли 3–4 спутника. Причем все сетевые-федеральные. Профессионалы этого рынка, может быть, будут кидаться в меня помидорами (смеется), но я полагаю, что трафик покупателей тоже разделился на 4. Отсюда я делаю вывод, что пока в сегменте розничного ритейла продуктов питания все хорошо, раз при малом обороте можно жить и развиваться, но я считаю, что вскоре обязательно настанет время, когда выигрывать начнет тот, кто будет привлекать клиентов новым сервисом, например дешевым топливом.

Мы в «СКОНе» готовы к такому развитию, и готовы розничным сетям предложить наше решение, причем в нашей новой концепции мы готовы еще быть и операторами автоматических АЗС, отвечать за их техническую эксплуатацию.

«Современная АЗС»: Артем, с гипермаркетами понятно, скорее всего, для нас это все будет в среднесрочной перспективе. Но давайте поговорим о рынке автоматических АЗС?

Сейчас в России эксплуатируются 320 ААЗС. 10 лет назад хватило бы пальцев двух рук, чтобы пересчитать все автоматы, а сегодня это уже состоявшийся формат, причем, заметьте, две трети станций эксплуатируются ВИНКами. Это серьезный показатель. 10 лет назад ВИНКи скептически относились к формату автоматических станций, а сегодня в арсенале практически любого ВИНКа как минимум десяток ААЗС.

«Современная АЗС»: Более 300 Автоматов это уже цифра. А какой вклад «СКОНа» в данное количество?

Артем Скворцов: Половина! «СКОН» за 12 лет построил более 150 автоматических станций. Мы были первопроходцами и сегодня поддерживаем статус лидера рынка в этом сегменте. Половину ААЗС построили мы, остальные на счету порядка десяти региональных компаний.

Первым быть ни столько почетно, сколько чудовищно трудоемко, а главное, рискованно и с точки зрения имиджа, и с точки зрения финансовых рисков. Но мы всегда были спокойны за свои проекты, так как все технические и технологические решения мы опробовали на себе. «СКОН» никогда не делал прожектов и не рисковал деньгами заказчиков. Наша компания сама работала на топливном рынке, и все наши разработки проходили проверку работоспособности на нашей сети.

«Современная АЗС»: Ну и в завершение нашего интервью – традиционный вопрос, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

Артем Скворцов: Коллеги! Давайте думать и работать. Давайте фантазировать и творить. Да, может быть для кого-то продажа бензина –это скучная и рутинная процедура, но есть в отрасли люди, которые отдали этому делу и его развитию свою жизнь, интеллект и энергию, и таких людей немало. Благодаря деятельным активистам, в хорошем смысле, мы прогрессируем и развиваемся.

С полной уверенностью можно утверждать, что интерес к отрасли реализации сопутствующих нефтепродуктов проявляет большинство дееспособных граждан. Несмотря на очевидность крупномасштабной коррупции в этой нише, она остается привлекательной для внедрения и развития предпринимательских навыков. Перед открытием бизнеса соискателям потребуются результаты анализа топливного рынка России и более чем детальные коммерческие расчеты.

Зависимые факторы

Бизнес, ведущийся на автозаправочных станциях, испытывает определенное давление от национального благосостояния и ситуации на международном рынке нефтепродуктов. Именно по такому сценарию развивались события в 2015 году, когда на фоне падения продаж автомобилей снизился спрос на топливо. Ситуация выравнивается за счет активного развития кредитования, увеличивающего рост транспортного ритейла.

Согласно анализу рынка АЗС, общая тенденция развития профильных компаний заключается в повышении прибыли за счет расширения ассортимента продукции газомоторного топлива и сопутствующих расходных материалов. Структура потребления показывает превалирование бензина в общем объеме продаж – свыше 60 процентов рынка. На втором месте по реализации остается более экономичное дизельное топливо, за ним прочно закрепилась цифра 34%. Третье место газу обеспечивают автовладельцы, переоборудовавшие свои авто под альтернативный вид топлива.

В сегменте бензиновых видов топлива, согласно анализу топливного рынка РФ, преобладают народная марка АИ-92 (более половины продаж), не менее активно продается более качественный АИ-95 (до 38 процентов). Менее десятой доли приходится на остальные марки.


Структура игроков рынка

Формирование конъюнктуры ритейла нефтегазовой отрасли окончательно завершилось в последние годы. Окончательное распределение сил на рынке происходило с участием добывающего сегмента и государственных органов. Оптовая торговля нефтепродуктами остается за крупными отраслевыми компаниями, занятыми разработкой месторождения и доставкой ископаемых продуктов из недр.

В числе основных игроков именитая «Роснефть», контролирующая деятельность 2557 заправочных станций. За «Лукойлом» чуть меньше – 2544 пунктов. Предприятие «Газпром нефть» распоряжается 1853 такими объектами. По обзору рынка АЗС на долю вышеуказанных корпораций приходится свыше 60 процентов общего ритейла. Ввиду естественных экономических факторов в отрасли нередко происходит реструктуризация. К примеру, «Лукойл» не раз заявлял о продаже некоторой части заправок. Остальные объемы продаж приходятся на независимых трейдеров и частных предпринимателей.


Рыночные цены

Стоимость нефтепродуктов на рынке АЗС остается одним из ведущих вопросов отрасли. Перманентное увеличение акцизов и попытки административного вмешательства в ценообразование способствуют прямому повышению цены топлива. Государство, пополняя бюджет, рискует получить в свои руки потенциально нерентабельный бизнес. В свою очередь, рынок АЗС в России 2017 постепенно насыщается дополнительным ассортиментом, который позволяет балансировать между показателями выручки и увеличением давления административного аппарата.

Цены на топливо продолжают оставаться динамичными. В исследованиях рынка АЗС в России 2018 часто приводятся сравнения с цифрами на начало года. В результате проведенных срезов стоимости автомобильных бензинов был выявлен достаточный разброс показателей. В числе причин, обуславливающих ценовые разницы в розницу, названы удаленность от производства и, собственно, покупательский спрос. Учитывая сохранение основного вектора стоимости, разброс по регионам сохраняется в диапазоне от 3 до 5 рублей.


Аналитики не обошли стороной недавно вошедший в состав Федерации Крымский полуостров. Цена на бензин в регионе остаются на уровне средних значений. Топливо марки АИ-92 обходится владельцам по цене 38,79 рубля. За АИ-95 на южных заправках берут 4042 рубля.

При кажущейся дороговизне газомоторного топлива российские цены остаются в самом низком ценовом сегменте Европы. Это объясняется наличием развитого собственного производства и преобладанием в дистрибуции экспортных стратегий.

Особенности топливного ритейла

Пока одним потенциальные предприниматели изучают проходимость точки размещения заправок и удаленность ближайших конкурентов, действующий рынок АЗС 2018 активно насыщает нетопливный ассортимент. Все чаще встречается применение формулы, в которой совмещается сама станция, кафе, розница расходных материалов. На многих автозаправках все чаще встречаются оборудованные туалеты и моечные пункты. Все делается для того, чтобы клиенты могли задержаться (отдохнуть или закупиться в дорогу).

Перехват тенденций передового европейского опыта начинает приносить свои плоды. Если в ряде зарубежных стран весомые показатели продаж приходятся на непрофильную розницу (до 70 процентов реализации), в России эти цифры уже дошли до уровня 47%. Также рынок АЗС России активно внедряет бонусные программы: топливные карты для частных и корпоративных автовладельцев. Повсеместно расширяется качество сервиса, - даже на удаленных заправках.

Явления сезонности и требовательность к отрасли

Автомобиль как недешевое средство передвижения остается довольно чувствительным к характеристикам розничного топлива. Все чаще потребители требуют предъявления паспортов качества (имеющих ограниченный срок действия), самостоятельно проводят неэкспертные проверки. В межсезонный период автозаправочные станции должны включать в ассортимент специальные, зимние виды топлива. В рейтинге качества нефтегазовых продуктов лидерство между компаниями соответствует количеству заправочных станций. Первое, второе и, соответственно, третье места остаются за «Роснефтью», «Лукойлом» и «Газпром-нефтью».

Описание

Цель исследования

Текущее состояние и перспективы развития рынка контейнерных АЗС в России.

Задачи исследования:

1. Тенденции и перспективы рынка контейнерных АЗС в России

2. Классификация контейнерных АЗС.

3. Объем и темпы роста рынка контейнерных АЗС в России.

4. Объем и темпы роста производства контейнерных АЗС в России.

5. Объем импорта в Россию и экспорта из России контейнерных АЗС.

6. Рыночные доли основных участников рынка контейнерных АЗС.

Объект исследования

Рынок контейнерных АЗС в России.

Метод сбора и анализа данных

Основным методом сбора данных является мониторинг документов.

В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке контейнерных АЗС и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

Метод анализа данных

1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).

2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.

3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.

4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.

5. Экспертные опросы.

6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.

7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Результаты ценовых мониторингов.

10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).

11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).

12. Материалы Всемирного банка (World Bank).

13. Материалы ВТО (World Trade Organization).

14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

15. Материалы International Trade Centre.

16. Материалы Index Mundi.

17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

К отчету прилагается обработанная и пригодная к дальнейшему использованию база данных с подробной информацией об импорте в Россию и экспорте из России контейнерных АЗС. База включает в себя большое число различных показателей:

1. Производитель

2. Год импорта/экспорта

3. Месяц импорта/экспорта

4. Компании получатели и отправители товара

5. Страны получатели, отправители и производители товара

6. Объем импорта и экспорта в натуральном выражении

7. Объем импорта и экспорта в стоимостном выражении

Резюме:

Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка контейнерных АЗС.

Объем рынка контейнерных АЗС в России в 2017 г. составил $ 2 739,1 тыс. или 143 шт.

Объем производства контейнерных АЗС в России в 2017 г. был равен $ 2 678,2 тыс. или 182 шт.

Крупнейшими в России производителями контейнерных АЗС являются ООО "ЗАВОД РЕЗЕРВУАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СТРОЙТЕХМАШ" и ЗАО "ПЕНЗАСПЕЦАВТОМАШ".

Объем импорта контейнерных АЗС в Россию в 2017 г. был равен $ 64,7 тыс. или 4 шт.

Наибольший объем импорта в 2017 г. осуществила компания ООО "ПЕТРОМЕТАЛ".

Объем экспорта контейнерных АЗС из России в 2017 г. был равен $ 3,9 тыс. или 4 шт. В 2017 г. экспортировала из России компания RIETBERGWERK E GMBH & CO. KG.

Развернуть

Содержание

Подробное оглавление/содержание отчета:

Список таблиц и диаграмм

Диаграммы:

Глава 1. Технологические характеристики исследования

§1.1. Цель исследования

§1.2. Задачи исследования

§1.3. Объект исследования

§1.4. Метод сбора и анализа данных

§1.5. Источники получения информации

§1.6. Объем и структура выборки

Глава 2. Тенденции и перспективы рынка контейнерных АЗС в России

Глава 3. Классификация и основные характеристики контейнерных АЗС

Глава 4. Объем и темпы роста рынка контейнерных АЗС в России

§4.1. В натуральном выражении

§4.2. В стоимостном выражении

Глава 5. Производство контейнерных АЗС в России

§5.1. В натуральном выражении

§5.2. В стоимостном выражении

Глава 6. Импорт в Россию и экспорт из России

§6.1. Импорт контейнерных АЗС по производителям

6.1.1. В натуральном выражении

6.1.2. стоимостном выражении

§6.2. контейнерных АЗС по производителям

6.2.1. В натуральном выражении

6.2.2. стоимостном выражении

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 10 таблиц и 16 диаграмм.

Развернуть

Таблицы

Таблицы:

Таблица 1. Объем рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России, шт.

Таблица 2. Объем рынка, импорта, экспорта и производства рынка контейнерных АЗС в России по производителям, шт.

Таблица 3. Объем рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России, тыс. $.

Таблица 4. Объем рынка, импорта, экспорта и производства рынка контейнерных АЗС в России в по производителям, тыс. $ .

Таблица 5. Объем производства рынка контейнерных АЗС в России, шт.

Таблица 6. Объем производства рынка контейнерных АЗС в России, тыс. $.

Таблица 7. Объем импорта контейнерных АЗС по производителям в Россию, шт.

Таблица 8. Объем импорта контейнерных АЗС по производителям в Россию, тыс. $.

Таблица 9. Объем экспорта контейнерных АЗС из России, шт.

Таблица 10. Объем экспорта контейнерных АЗС из России, тыс. $.

Диаграммы:

Диаграмма 1. Темпы прироста объемов рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России в натуральном выражении, %.

Диаграмма 2. Доли производителей в общем объеме рынка контейнерных АЗС в России, % от натурального объема рынка.

Диаграмма 3. Темпы прироста объемов рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России в стоимостном выражении, %.

Диаграмма 4. Доли производителей в общем объеме рынка контейнерных АЗС в России, % от стоимостного объема рынка.

Диаграмма 5. Объем и темп прироста производства контейнерных АЗС в Россию, тыс. $ и % прироста от натурального объема рынка

Диаграмма 6. Доли субъектов РФ в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от натурального объема.

Диаграмма 7. Доли производителей в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от натурального объема.

Диаграмма 8. Объем и темп прироста производства контейнерных АЗС в Россию, тыс. $ и % прироста от стоимостного объема рынка

Диаграмма 9. Доли субъектов РФ в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 10. Доли производителей в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 11. Объем и темп прироста импорта контейнерных АЗС в Россию, шт. и % прироста от натурального объема рынка

Диаграмма 12. Структура импорта рынка контейнерных АЗС в Россию по производителям, % от натурального объема сегмента

Диаграмма 13. Объем и темп прироста импорта контейнерных АЗС в Россию, тыс. $ и % прироста от стоимостного объема рынка

Диаграмма 14. Структура импорта рынка контейнерных АЗС в Россию по производителям, % от стоимостного объема рынка

Диаграмма 15. Объем и темп прироста экспорта контейнерных АЗС из России, шт. и % прироста от натурального объема рынка

Диаграмма 16. Объем и темп прироста экспорта контейнерных АЗС из России, тыс. $ и % прироста от стоимостного объема рынка

Настроение «замотать шланги». С российского рынка активно начали уходить независимые АЗС. На этот сегмент приходится 40% реализации топлива в России, однако уже в следующем году, по прогнозам экспертов, количество заправщиков может сократиться вдвое. По данным Независимого топливного союза, автозаправочным станциям жизненно необходима наценка на бензин не менее трех рублей на литр, в противном случае они работают в убыток.

Сейчас же, в соответствии с подписанным соглашением между правительством и крупными нефтяными компаниями о «замораживании» розничных цен на топливо, средняя маржинальность составляет 1 рубль 70 копеек. Директор и совладелец сети АЗС «Олви» Олег Кузин назвал ситуацию на розничном рынке топлива катастрофической:

Мы последние 8 месяцев находимся на грани выживания и держимся лишь за счет тех запасов, которые были наработаны ранее. Как конкретный пример - в Самарской области закрылась крупная сеть АЗС «Витязи», состоящая из 16 станций. И такое же настроение «замотать шланги» у большинства независимых АЗС. Это происходит не от того, что мы хотим кому-то диктовать условия, а оттого, что работать становится просто бессмысленно.

Фото: GANNA MARTYSHEVA / Shutterstock.com

Похожая ситуация - и в других регионах России. Независимые автозаправочные станции не хотят работать себе в убыток и принимают решение «сворачивать» бизнес. То ли ещё будет, говорят профучастники рынка. С 1 января 2019 года акцизы на топливо будут повышены в полтора раза, что еще сильнее ударит по карманам заправщиков, которым запретили повышать ценники на заправках. Коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» Игорь Ефремов назвал этот шаг экономической диверсией:

Акциз - это что? Это добавочный налог. Это значит, еще прибавили что-то. Как мы можем не повышать цену в следующем году, если прибавили акциз? Это же экономическая безграмотность правительства, с которой нам приходится жить.

Фискальная нагрузка на внутренний рынок и без грядущего повышения значительная. Акцизы, НДПИ, НДС и прочие налоги составляют 62% от стоимости бензина. 9% - это расходы на розницу, 11% - себестоимость добычи, еще 10% - прибыль компании и 8% - затраты на переработку и транспортировку. Говорить о последнем пункте без иронии невозможно. Чем дороже бензин, тем дороже его перевозка, и в свою очередь подорожание перевозки ведет к росту цен на бензин.

Инфографика: Телеканал «Царьград»

Одновременно с этим налоговая нагрузка для тех, кто продает топливо на экспорт, снижается. В России сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть снижаются, а налог на добычу полезных ископаемых растёт. В федеральном правительстве это называют «налоговым маневром». Он начался ещё 3 года назад и должен продлиться до 2019-го.

Нефтяные компании оказались в ситуации, при которой стало выгоднее продавать топливо за рубежом, нежели в собственной стране, заявил президент независимого топливного союза Павел Баженов:

У нас предусматривается значительно больше налогов на внутренний рынок, чем налогов экспортных. Это постоянно вызывает ситуацию, при которой экспорт становится более интересным, и объемы с внутреннего рынка уходят вовне. При этом нам с вами объемов не хватает - начинаются колебания и скачки.

Ещё один фактор, который негативно влияет на внутренний рынок, - слом цепочки поставок топлива. Независимым игрокам всё сложнее приобрести топливо на бирже - практически весь объем выбирают крупные нефтяные компании, которые фактически покупают топливо сами у себя, да еще и по завышенным ценам, а затем продают его на своих же заправках. В Независимом топливном союзе назвали такую ситуацию чистой воды монополизацией. Вот что, в частности, заявил Павел Баженов: «Мы наблюдаем монопольную природу российского внутреннего рынка. Это вредит как независимым заправщикам, так и потребителям топлива. Если ситуация не изменится, мы лишимся ряда АЗС».

Если ряд независимых автозаправочных станций всё-таки не выдержат существующих условий и закроются, рынок столкнётся с проблемой нехватки заправок. Особенно остро она будет ощущаться в небольших населённых пунктах - там, где крупным игрокам типа «Лукойла» и «Газпрома» невыгодно открывать и содержать АЗС. Специалисты говорят: люди из деревень будут вынуждены преодолевать десятки километров до ближайшей заправки. В городах же это обернется очередями среди автовладельцев.

Но страшно даже не это, а прогрессирующая монополизация рынка крупными вертикально-интегрированными топливными компаниями. Они получат на руки все козыри для манипулирования ценами. В Независимом топливном союзе говорят, что исправить ситуацию сложно, но можно. В качестве стабилизирующих мер предлагается отмена запланированного на следующий год роста акцизов на топливо, начало либерализации цен, введение обязательств для крупных нефтяных компаний продавать весь объем нефтепродуктов на бирже, рост экспортных пошлин и снижение НДПИ.