По какой форме помощник машиниста. Должностная инструкция помощника машиниста электропоезда

Приёмка локомотива.

При приемке локомотива, помощник машиниста обязан убедиться, что локомотив заторможен и не может самопроизвольно прийти в движение. Ознакомиться с записями в бортовом журнале ТУ152, в котором записываются замеченные недостатки и неисправности, выявленные при работе локомотива.

Осмотреть экипажную часть локомотива. Удалить конденсат из главных резервуаров, влагосборников. При осмотре колесных пар обращать внимание на отсутствие ползунов, подрезов гребня, остроконечного наката, трещин и сколов в любой части колеса, оси колесной пары. При осмотре рессорного подвешивания убедиться в отсутствии трещин и изломов в рессорах, пружинах. Проверить целостность резьбовых соединений. Проверить состояние и нагрев на ощупь буксового узла. Болты на крышках должны быть все затянуты и законтрены проволокой. Следов вытекания смазки из-под крышек не должно быть. При необходимости смазать буксовые челюсти.

Проверить исправность тормозного оборудования, звуковых и световых сигналов, освещения, наличие и количества песка, охлаждающей воды, смазки, топлива. Наличие масла в компрессоре, распределительном редукторе, коническом редукторе. При необходимости добавить.

Проверить состояние дизель-генераторной установки. Прежде, чем запускать дизель, необходимо убедиться, что дизель-генераторная установка имеется в тепловозе, и она не разобрана, что все оборудование находится в исправном и комплектном состоянии. Что не производятся какие-либо работы ремонтными бригадами.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

Наличие и исправность инструмента, противопожарного инвентаря, а также наличие обтирочных и смазочных материалов.

Обо всех замечаниях и недостатках доложить машинисту.

После запуска дизеля проверить работу дизель-генераторной установки, обратить внимание на наличие посторонних шумов и повышенной вибрации.

О приемке и сдаче локомотива, локомотивная бригада обязана расписаться в журнале технического состояния локомотива ТУ–152, записать количество сдаваемого топлива и выявленные недостатки и неисправности.

В пути следования.

Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за локомотивом и его техническому обслуживанию, закреплению локомотива (поезда) от самопроизвольного ухода. Следить за правильностью приготовления маршрута следования.

При следовании на запрещающий сигнал светофора стоя рядом с машинистом периодически напоминать машинисту показание сигнала, положение контроллера, величину давления воздуха в тормозной магистрали, разрешенную скорость движения. При отсутствии действий со стороны машиниста, самому принять меры для остановки поезда.

Напоминать машинисту об установленных скоростях движения, имеющихся предупреждениях об ограничении скорости. Установленных местах пробы автотормозов.

При внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом, остановить поезд, закрепить установленным порядком, передать по радио связи, либо другими возможными способами о происшествии дежурному по ближайшей станции, поездному диспетчеру.

Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, ИСИ, ИДП и других инструкций и указаний.

Выполнять установленный регламент переговоров.

Сдача локомотива.

По окончании работы необходимо заглушить дизель, затормозить локомотив пневматическими и ручными тормозами. Перекрыть кран масляного бака, закрыть жалюзи, отключить рубильник аккумуляторной батареи. Замерить количество топлива и записать результат в журнал ТУ-152. Осмотреть состояние тепловоза: дизель, механические передачи, экипажную часть. Все замеченные недостатки по работе локомотива, также записать в журнал. Убрать дизельное помещение, дизель и кабины от масла и грязи. Закрыть люки, окна, двери.


Регламент переговоров.

При следовании по участку железной дороги или маневровой работе помощник машиниста обязан первым докладывать, а машинист, убедившись в правильности информации, повторять.

Помощник Машинист Действия бригады
Минута готовности перед отправлением со станции.
Выходной сигнал со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону –20 км/час, справка ВУ45 получена. Приборы безопасности и радиостанция включены. ДСП подает сигнал отправления. Понял, выходной со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону – 20 км/час. Тормоза опробованы, справка ВУ45 получена, тормозная магистраль заряжена. ДСП подает сигнал отправления. Машинист подает сигнал отправления, включает два буферных фонаря и прожектор. В окно осматривает состав, если имеются замечания или подаются сигналы остановки – остановить поезд! Помощник в окно смотрит за сигналами проводников и ДСП. Если имеются замечания или подаются сигналы остановки – дать команду машинисту “Остановка!”
В пути следования на ст. Юный, Озерная.
Первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Понял, первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Машинист производит пробу тормозов, считает тормозной путь, и после отпуска тормозов сообщает длину тормозного пути.
Тормозной путь *** метров. Понял, тормозной путь *** метров.
Предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Доложить, что видно. Вижу, предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Убедиться в правильности увиденного сигнала, после этого докладывать.
сигнальный знак – свисток. Вижу сигнальный знак – свисток. Машинист подает оповестительный сигнал.
С левой стороны по составу замечаний нет. Если есть, то доложить, какие замечания. Понял, с левой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. Помощник либо машинист осматривает состав в кривой и докладывает. Машинист после доклада, если есть замечания, останавливает поезд и принимает меры по устранению замечаний лично, либо отправляет помощника.
Понял, с правой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. С правой стороны замечаний нет. Если есть, то, какие замечания.
Входной сигнал желтый (два желтых), скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией. Вижу входной сигнал желтый (два желтых). Понял, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией Помощник докладывает только после того, как увидел сигнал. Машинист тоже докладывает после того, как увидел сигнал. Наблюдать за сигналом. Может стать красный. Произвести пробу тормозов краном 394 (395).
Если входной сигнал красный
Входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Вижу входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Машинист, с особой бдительностью следует к сигналу, периодически подает сигнал остановки. Помощник машиниста периодически напоминает о показании сигнала и скорости. У запрещающего сигнала остановиться и ждать разрешения от ДСП на проследование сигнала.
Маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Вижу, маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Прибывают на станцию, следят за правильностью приготовления маршрута, скоростью движения, сигналами стрелочника. В кривой осматривается поезд, докладывается результат.
Понял, отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком Отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком. Машинист производит экстренное торможение, выключает прожектор. Производится отцепка локомотива
Локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу. Понял, локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу Машинист переводит кран 394 в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом. Протаскивает ленту в скоростемере, пробует тормоза краном 394 (395). Отключает левый буферный фонарь.
Маневровая работа
Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Локомотив приводится в движение.
Проверка вспомогательного тормоза. Понял, проверяем вспомогательный тормоз. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК) со скорости 5 км/ч до полной остановки. После проверки – доклад. Продолжает движение.
Понял, тормоза исправны. Тормоза исправны.
Стрелочник подает сигнал остановки. Понял, стрелочник подает сигнал остановки. Машинист останавливает локомотив, подает сигнал остановки, производит экстренное торможение, затормаживает локомотив, перекрывает разобщительные краны. Выключает прожектор и буферный фонарь. Включает левый буферный фонарь. Забирает реверсивную рукоятку, покидает кабину. Помощник остается в кабине, проверяет перекрытие кранов. Когда машинист перейдет в переднюю кабину, помощник идет к машинисту.
Машинист открывает разобщительные краны, переводит кран 394 (395) в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом, включает правый буферный фонарь и прожектор. Производит пробу тормозов краном 394 и 254 (4ВК) на месте.
Стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Понял, стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Подается сигнал. Локомотив приводится в движение
Проверка вспомогательного тормоза Понял, проверка вспомогательного тормоза. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК). После проверки – доклад. Продолжает движение.
Остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час. Понял, остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час Остановка за 5 – 10 метров от состава. Протягивается лента скоростемера, далее подъезжать со скоростью, обеспечивающей плавное сцепление локомотива с вагоном.

26. Форма отчёта на планёрке.

Поезда прибывали и отправлялись по расписанию (имели опоздание, прибытие раньше графика), тепловоз исправен (неисправен, какие неисправности), замечаний от инструктора и по технике безопасности нет (есть и какие), оценка 5 (или другие).


Литература

  1. П. В. Якобсон История тепловоза в СССР. Москва 1960.
  2. В. А. Грибков, П Ф. Григорьев, В. И. Сарин, Г. А. Сливин. Узкоколейный тепловоз ТУ2. Государственное транспортное железнодорожное издательство 1958.
  3. В. А. Дробинский. Хочу водить поезда. М. Транспорт. 1999.
  4. В. В. Крылов, В. И. Крылов, В. Н. Ефремов, П. Т. Демушкин. Тормозное оборудование подвижного состава. М. Транспорт. 1989.
  5. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  6. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  7. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  8. Инструкция по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Москва 2007.

Над пособием работали:

А. А. Никонов, инструктор Малой Октябрьской железной дороги,

С. К. Харебов, ст. преподаватель Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта,

М. В. Матвеев, начальник Малой Октябрьской железной дороги.



Сегодня помощник, завтра машинист. Но станет им только тот, кто выполняет обязанности добросовестно. Что же входит в обязанности помощника машиниста электропоезда? Давайте узнаем.

Для многих пассажиров железная дорога – это рельсы, купе, звуки проезжающего мимо локомотива, а для персонала – целая система, соблюдение которой является залогом безопасности.

При этом, считается, что самая высокая ответственность лежит на машинистах, а работа помощника часто недооценивается. В действительности же, обязанности помощника машиниста электропоезда не только не менее сложны, но и часто даже более. Ведь в то время, когда машинист следит за управлением состава, помощнику приходится следить за всем остальным.

Базовые обязанности помощника машиниста электропоезда

В обязанностях помощника машиниста нет романтики, но их выполнение является обязательным.

Перед отправлением состава, именно помощник машиниста электропоезда первым проводит тестирование электропоезда.

Работает помощник в непосредственной связке с машинистом и является его вторыми глазами. Когда машинист тормозит состав, именно помощник машиниста проверяет по манометру давление в тормозном цилиндре и именно он докладывает об этом по межкабинной связи машинисту электропоезда.

На должность помощника машиниста назначают специалиста, имеющего удостоверение на право управления локомотивом установленного образца. Профессионал должен в совершенстве владеть теорией о приеме, осмотре и отправлении составов, также о типах повреждений, о видах ремонтных работ, о правилах осмотра и сдачи тепловозов.

Обязанности помощника машиниста тепловоза

К современным локомотивам относятся тепловозы и электровозы. Вот что входит в обязанности помощника машиниста локомотива.

Помощник машиниста тепловоза осматривает ходовую часть, контролирует наличие топлива, воды и масла в системе, проверяет дизель-генераторную установку.

В начале поездки и во время остановок, проверяет сцепление составов, техническую исправность поезда, при неполадках осуществляет необходимый служебный ремонт.

Также перед началом пути, подручный машиниста тепловоза выбирает оптимальный маршрут и проверяет двигатель: сначала нагревает его до 35-40 градусов, затем, убедившись, что вблизи железнодорожных путей нет людей, смежные дороги пусты, начинает движение тепловоза. После поездки осматривает локомотив и готовит для сдачи в депо.

Что еще входит в обязанности помощника машиниста локомотива?

Безопасность и бесперебойная работа железнодорожного транспорта, во многом зависит от профессионализма и слаженных действий локомотивных бригад.

Им доверены жизни сотен пассажиров и сохранность десятков тонн груз. Стоит помнить, что соблюдение всех норм и инструкций - это сохранение безопасности, избежание происшествий и столкновений, вовремя доставленные грузы и спокойствие пассажиров.

И обязанности помощника машиниста локомотива, в конечном счете, служат именно этому – безопасному и бесперебойному движению состава по назначенному участку пути.

Поэтому помощник работает не только внутри поезда, но и проверяет положение всего локомотива в целом, быстро выполняет осмотр, при необходимости исправляет неполадки.

Локомотивная бригада производит приём поезда в соответствии с установленными требованиями начальниками эксплуатационного локомотивного депо. Во время приёма локомотива персонал железной дороги должен убедиться в выполнении ранее записанных заявок на ремонт.

А обязанность помощника машиниста электропоезда - проверить укомплектованность локомотива тормозными башмаками, после этого он проверяет состояние пневматических тормозных систем. Также он проверяет исправность автосцепного устройства и кольцевого крана магистрали тормоза. Под контролем помощника, машинист проверяет подачу песка.

Помощник машиниста локомотива обходит поезд, проверяя исправность и целостность элементов колёсных тележек, а также контролируя работу тормозов лично. Убедившись в исправности тормозных систем, ассистент изымает тормозные башмаки из-под колёс локомотива, опускает ручной тормоз.

Во время смены кабин управления, ассистент машиниста находится в оставленной кабине и осуществляет контроль по манометру за величиной давления тормозных цилиндров. Качество сцепки составов локомотива помощник проверяет лично, он проверяет исправность автосцепки и проходимость тормозной магистрали.

Он соединяет рукава магистралей и открывает кольцевые краны сначла у локомотива, затем у вагона. После выполнения всех необходимых операций, помощник приглашает машиниста. Так как основная ответственность лежит именно на нём.

Бригада проверяет функционирование тормозных систем и регламентирует минуту готовности. Далее машинист перечисляет выполнение всех инструкций и проверок, а его помощник подтверждает выполнение действий.

После, помощник машиниста локомотива отчитывается диспетчеру о полной готовности и получает от него разрешение для начала движения.

Вот сколько обязанностей у помощника машиниста электропоезда. Но и это еще не все.

Во время пути, помощник машиниста следит за отсутствием преград на пути, за показаниями сигналов, указателей и знаков, повторяя вместе с машинистом каждое их показание.

Если, во время движения на запретный сигнал, машинист не тормозит состав, несмотря на запрещающий сигнал светофора, тогда его коллега самостоятельно принимает меры для того, чтобы остановить поезд.

В ситуации потери машинистом возможности управления локомотивом, его помощник должен зафиксировать поезд в соответствие с инструкцией, для предотвращения произвольного движения, а при наличии документов, подтверждающих умение управлять поездом, ассистент может самостоятельно довезти локомотив до ближайшей станции.

При этом он должен сообщить об этом по радиосвязи диспетчеру или дежурному, который составит комплекс дальнейших действий, учитывая все аспекты, сложившейся ситуации. Однако если у помощника есть удостоверение о правах управления железнодорожным транспортом, то диспетчер разрешит ему самостоятельно довезти состав до ближайшей станции.

Хочется надеяться, что критических ситуаций на дороге не произойдет, обязанностей у помощника машиниста электропоезда хватает и без этого. Но все, что он делает, так или иначе способствует его становлению в профессиональном мастерстве и приближает его к главному – к работе машинистом.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция помощника машиниста электропоезда [наименование, организационно-правовая форма предприятия, организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , законодательством РФ, регулирующим трудовую деятельность работников в сфере железнодорожного транспорта в РФ, в том числе: Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Положением о дисциплине работников, железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621, Приказом МПС РФ от 05 марта 2004 г. N 7 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", Приказом МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28 Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 08 сентября 1999 г. N 1020 "Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам", Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации (утв. приказом МПС РФ от 28 октября 1999 г. N 39Ц), Приказом МПС РФ от 11 ноября 1997 г. N 23 Ц "О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава" (с изменениями от 16 июня 1998 г.), Положением о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин (утв. приказом МПС РФ от 17 апреля 2000 г. N 911), а также иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. На должность помощника машиниста электропоезда принимается лицо не моложе 18 лет, имеющее полное среднее образование, неоконченное высшее или среднее профессиональное образование по специальностям "Локомотивы", "Электрический транспорт", "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог" либо высшее или среднее профессиональное образование по данным специальностям, прошедшее профессиональную подготовку в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку, по учебным планам и программам, утверждаемым МПС России, и успешно сдавшее экзамен на присвоение профессии помощника машиниста моторвагонного подвижного состава комиссии образовательного учреждения железнодорожного транспорта или образовательного подразделения локомотивного депо и получившее свидетельство помощника машиниста моторвагонного подвижного состава формы, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Лица, получившие свидетельство помощника машиниста моторвагонного подвижного состава, проходят стажировку в составе локомотивной бригады. За время прохождения стажировки, продолжительность которой не должна превышать 1 месяц, стажер должен совершить не менее трех поездок по каждому участку обращения локомотивных бригад.

По окончании стажировки машинист, к которому был прикреплен стажер, представляет в комиссию локомотивного депо письменное заключение о готовности стажера к самостоятельной работе в должности помощника машиниста электропоезда.

Допуск к самостоятельной работе в качестве помощника машиниста электропоезда производится в локомотивном депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки комиссией в составе: начальника предприятия или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженера) предприятия, инженера по охране труда и технике безопасности предприятия, представителя выборного профсоюзного органа предприятия и машиниста-инструктора локомотивных бригад и бригад специального самоходного подвижного состава после собеседования по вопросам безопасности движения поездов, техники безопасности и производственной санитарии, действующих приказов и указаний, проверки знаний нормативных актов в объеме, предусмотренном п. 3 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации (утв. приказом МПС РФ от 28 октября 1999 г. N 39Ц) техническо-распорядительных актов станций обслуживаемых участков.

1.2. Помощник машиниста электропоезда относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно [должность руководителя, наименование организации ж/д транспорта].

1.3. Помощник машиниста электропоезда подлежит обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу.

1.4. Помощник машиниста электропоезда принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя и наименование организации ж/д транспорта].

1.5. Помощник машиниста электропоезда в своей деятельности руководствуется:

Действующими нормативными актами и методическими документами, регулирующими деятельность железнодорожного транспорта, в том числе Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, утвержденными Минтранспорта 29 марта 2001 г., Инструкцией по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, утвержденной N АН-23-Р 30 марта 2001 г., Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, Технологией безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта N АН-25-Р, утвержденной 30 марта 2001 г., Положением о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин (утв. приказом МПС РФ от 17 апреля 2000 г. N 911), другими нормативными актами, устанавливающими права и обязанности работников железнодорожного транспорта;

Уставом железнодорожного транспорта;

Уставом предприятия;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями непосредственного руководителя;

Настоящей должностной инструкцией.

1.6. Помощник машиниста электропоезда должен знать:

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты при эксплуатации и ремонте электропоездов;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ в объемах, установленных Приказом МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации";

Устройство, работу, управление электропоезда, а также установленный порядок содержания и ухода за ним в эксплуатации;

Правила наладки и регулировки электрического, пневматического, гидравлического, механического оборудования и технические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;

Устройство, действие и управление тормозами электропоезда;

Причины возникновения неисправностей в работе электропоезда и способы их предупреждения и устранения;

Основные положения правил текущего ремонта и технического обслуживания электропоезда;

Нормы расхода и методы экономии электроэнергии;

Должностную инструкцию локомотивной бригады;

Приказы, указания, инструкции и другие нормативные акты, относящиеся к кругу работы помощника машиниста электропоезда;

Приемы и методы оказания первой доврачебной медицинской помощи.

1.7. Для проведения профилактики нарушений безопасности движения поездов, производства маневровой работы, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности помощниками машинистов при исполнении ими служебных обязанностей выдаются предупредительные талоны. Наличие предупредительных талонов у помощников машинистов перед началом работы проверяют дежурные по депо (линейному пункту) или пункту смены локомотивных бригад, оперативные дежурные соответствующих предприятий, дежурные по железнодорожной станции. При отсутствии предупредительного талона помощник машиниста электропоезда допускается к работе на одну поездку с последующим выяснением причин отсутствия талона.

1.8. Во время отсутствия помощника машиниста электропоезда (отпуск, болезнь, командировка и т. д.) его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

1.9. Управление тягово-энергетической машиной, к которым относится электропоезд, относится к работам, выполняемым машинистом железнодорожно-строительных машин 7-го разряда, при этом, согласно Единому тарифно-квалификационного справочнику работ и профессий рабочих Выпуск 56 Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) помощник машиниста железнодорожно-строительных машин тарифицируется на один разряд ниже машиниста, под руководством которого он работает.

2. Должностные обязанности

2.1. Помощник машиниста электропоезда в процессе своей трудовой деятельности выполняет следующие обязанности:

Осуществляет управление электропоездом - моторвагонным подвижным составом, получающим энергию от контактной сети;

Осуществляет техническое обслуживание электропоезда и оборудования;

Выявляет и устраняет неисправности в процессе работы электропоезда и оборудования;

Участвует в планово-профилактическом ремонте электропоезда и оборудования;

Строго и неукоснительно выполняет установленные правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии;

Своевременно проходит обязательные медицинские осмотры, осуществляемые врачебно-экспертными комиссиями лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России, к которым прикреплено в соответствии с приказом начальника железной дороги [наименование организации ж/д транспорта, в которую принимается на работу помощник машиниста электропоезда];

Выполняет предписанные заключением ВЭК индивидуальные условия допуска к работе.

2.2. По распоряжению администрации локомотивного депо помощник машиниста электропоезда при необходимости (наличии признаков состояния опьянения или заболевания) обязан пройти наркологический контроль или предрейсовый медицинский осмотр в полном объеме.

3. Права

3.1. Помощник машиниста электропоезда имеет право:

На все предусмотренные законодательством социальные гарантии;

Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав;

Требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря и т. д.;

Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

Повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Ответственность

4.1. Помощник машиниста электропоезда несет ответственность:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[подпись] [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[подпись] [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[подпись] [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

    техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

    смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

    сцепка и расцепка локомотива;

    помощь машинисту в маневровых работах;

    наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

    подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

    работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза


Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

    тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза


Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    ранний выход на пенсию;

    льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    вредные и тяжелые условия труда;

    напряженный график работы, постоянные переработки;

    высокая ответственность;

    высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

В поездку работники локомотивных бригад (машинист и помощник) всегда берут с сбой большие сумки. Так как приходится какое-то время находиться вдали от дома (бывает более 2х суток), сумка должна содержать все необходимое для комфортной работы и быта машиниста в целом. Особенно это актуально для грузового движения, ведь оно - как русская рулетка: никогда не знаешь, что будет в поездке, и когда вернёшься, и вернёшься ли вообще

Вот как-то так примерно выглядит среднестатистическая сумка машиниста или помощника машиниста (сумка, как и ее содержимое, схожи, и варьируются в зависимости скорее от личных предпочтений человека, чем от должности).

Посмотрим, что же содержит в себе такая сумка.

Содержимое сумки в "выпотрешенном" виде:)

На первый взгляд тут много всяких вещей, где-то вообще не понятно что это такое, а где-то не понятно назначение вещей, так что далее рассмотрим все подробно.
Скажу, что вовсе не обязательно наличие всех этих вещей. Какие-то из вещей вообще могут встречаться только в моей сумке:) Однако, основной необходимый "набор" тут все-таки есть.

Когда я только начинал работать, собирался в первую дублёрскую поездку (стажировка), не имел ни малейшего представления, что же взять с собой. Вот если бы мне тогда попался такой вот пост, все было бы проще:) А в тот первый раз, по незнанию, пришлось ограничиться фонариком, бутербродами с колбасой, поллитрушкой водки воды (которая кончилась за первый час поездки, ололо), ручкой, блокнотом, выпиской скоростей и перчатками.

Итак, опять содержимое, но уже с пояснениями. Будем рассматривать каждую вещь и ее назначение подробно.

Начнем по порядку:
1. Термос с чаем. Чуть ли не основой атрибут:) Есть практически у каждого локомотивщика. Какая поездка без чаепитий?
В давние времена чай заваривали прямо на локомотиве, кипятильником. Сейчас с появлением легких и компактных термосов эта традиция уходит в прошлое, но некоторые представители "старой школы" до сих пор возят кипятильник:)

2. Фонарик. Крайне необходимый предмет, так как часто приходится работать ночью. Фонарь нужен для осмотра локомотива, чтоб будить помощника и вообще подсветки окружающей среды.

Недавно купил себе фонарь с электрошокером OCA 1101 Police (на самом деле мне электрошокер нахрен не нужен, просто фонарь крутой, и на аккумуляторе), так что теперь это еще и оружие самообороны, лол.

3. Дезодорант. Пригодится тем, кто к концу поездки не хочет превратиться в вонючего потного маргинала.

4. Роба. Куртка, которую не жалко замарать. Бывают моменты, когда приходится лезть в грязные места. Чтобы не изгадить форменный костюм лучше надевать робу.

5. Сигнальный жилет. Обязательный элемент одежды при нахождении на путях. Находясь в зоне движения поездов, любой работник РЖД обязан носить такой жилет.

6. Семечки. Нужны для того, чтобы не заснуть. Бывают случаи, когда банально не высыпаешься перед работой, а так как поездка длится долго, важно не заснуть в локомотиве! Процесс поедания семечек помогает снять небольшую сонливость. Также неплохая альтернатива курению, например.

7. Ложка/нож/вилка , или что-то подобное. В данном случае это компактный "складишок". Необходим не только для приема пищи, может также понадобится и для других операций: что-то отрезать или проколоть, например.

8. Зубная паста и щетка. Почистить зубы после отдыха в оборотном депо - отличный способ поддержания гигиены.

9. Изолента. Используется как по прямому назначению, так и чтобы, например, что-то примотать, приклеить, или даже заклеить слишком яркую лампочку, которая ночью сильно бьет в глаза, чтобы та светила более тускло.

10. Вода. Жизненно важный ресурс на локомотиве. В жаркие периоды может возиться и несколько бутылок.

11. Батон хлеба. Его едят, как ни странно, да.

12. Тапочки. Чтобы в кабине в обуви не запрели ноги, переобуваемся в тапочки. Так удобнее и комфортнее. Хранятся в отдельном пакете, чтобы не испачкать остальное содержимое сумки.

13. Режимные карты участков обслуживания. На карте профиль пути (подъемы/спуски), километраж, расположение светофоров, и другая полезная информация, которая может пригодиться в дороге.
Выглядит карта примерно так:

14. Гигиенические салфетки. Используются для вытирания рук, так как помыть руки на локомотиве негде, да и тратить на это воду не особо хочется. Также салфетками можно протирать пульты управления, для красоты.

15. Технический формуляр. Книжка, в которой записана различная (малополезная на мой взгляд) информация. Возить этот формуляр обязательно по инструкции. Также с ним возится служебный формуляр, вторая подобная книжка, но она сдается в депо после поездки, и хранится там.

16. Инструкции, распоряжения, и прочие документы , которые могут резко потребоваться в поездке.

17.Еще одна инструкция, только в виде книжки. Также берется с собой "на всякий случай".

18. Запасные носки. После отдыха в пункте оборота всегда приятно надеть свежие носки. Опять же гигиена.

19. Блокнот для мелких записей. Обычно туда записываются показания счетчиков электроэнергии электровоза, которые необходимо списывать в начале и в конце поездки. Также используется для записи разной оперативной информации. Обычно блокнот находится не в сумке, а всегда лежит в нагрудном кармане.

20. Тряпка. Возможно что-то потребуется протереть в поездке. Для этого используется тряпка.

21. Чай в пакетиках. Для заваривания чая в термосе. Удобные компактные пакетики, или пирамидки.

22. Перчатки. Тоже весьма необходимый предмет для защиты рук от грязи, и прочих вещей, с которыми приходится контактировать в ходе работы.

23. Туалетная бумага. Ну тут все понятно.

24. Плоскогубцы. Полезная штука, чтобы что-то подкрутить/зажать/откусить, и вообще.

25. Расческа

26. Магнит. Им удобно прикреплять на металлические пульты электровоза различные бумажки с важной информацией, например, предупреждения (указания мест ограничений скорости).

27. Отвертка. Опять же полезный инструмент, когда нужно что-то открутить/подкрутить/расковырять:)

28. Тетрадь. В тетрадь ведутся различные важные записи в поездке: время отправления, время проследования определенных пунктов, оперативная информация, приказы, замечания, и прочие полезные вещи. Также в эту тетрадь вложены выписки скоростей на участках.

29. Ручка. Иногда две: одна в кабине, вторая в нагрудном кармане, для быстрых записей в блокнот. Ну или как резервная, если основная перестанет писать:)

30. Зарядка для телефона. В наше время никак не обойтись без телефона в поездке. Будет очень неприятно, если он вдруг разрядится во время какой-то внештатной ситуации, когда очень необходима связь. Телефон подзаряжается прямо в кабине электровоза, или в пункте отдыха.
К сожалению многие новые мощные смартфоны разряжаются очень быстро. У меня iPhone 4S - его заряда может и не хватить до приезда в пункт отдыха, а в кабине розетка есть только в новых электровозах 3ЭС5К, которые попадаются не каждую поездку. По этой причине я также беру с собой дополнительный аккумулятор:

С ним заряда телефона хватит даже на самый долгий путь!

31. Зарядка для нетбука.

32. Папка с различными полезными бумагами: схемами станций, электрическими и пневматическими схемами электровозов. Также необходима для оперативного решения возникших проблем.

33. Нетбук. Встречается далеко не в каждой сумке:) Но по-моему довольно необходим для скрашивания времени при долгих стоянках в поездке. Обычно используется для просмотра фильмов, но также можно подключить к нему интернет от телефона, или даже играть в примитивные игры. Также удобно хранить на нем всякие инструкции, чтобы не возить с собой тонны лишней бумаги. Можно было бы конечно вместо него взять что-то посовременнее, например iPad, но у айпада есть недостаток: очень ограниченный объем памяти даже по сравнению с этим дешевым нетбуком (64 Гб против 320). Можно конечно перед каждый поездкой записывать новые фильмы, но делать это лень, хехе:)
Кто-то берет с собой более устаревшие устройства, например, DVD-проигрыватели.
Некоторые отчаянные машинисты играют в энгрибёрдс смотрят фильмы прямо во время езды. Я против этого, так как это сильно отвлекает от управления и наблюдения за дорогой. Музыку слушать - еще куда ни шло, но фильмы смотреть...
Вообще при наличии мощного современного смартфона необходимость нетбука становится уже не такой острой.

Основа сего поста была написана с год назад. Теперь я уже не вожу нетбук, вместо него беру электронную книгу, читаю в доме отдыха, если не хочется спать .

34. Флешка. Никогда не предугадаешь, где и когда она может понадобиться.

35. Удостоверения, талоны предупреждения, корочки по электробезопасности, и прочие необходимые документы. Их положено обязательно иметь при себе.

36. Губка для обуви. Во время поездки обувь пачкается, покрывается пылью и прочими неприятными вещами. Чтобы не выглядеть как какой-то бомж, обувь лучше протирать.

37. Наушники. Обычно слушаю музыку прямо в кабине по дороге на работу и с работы. Но можно послушать и при езде пассажиром, чтобы скрасить время.

38. Лента регистратора скоростемера. Заправляется в этот адовый девайс:

На фото также видно возможное применение магнита и изоленты (правда вместо изоленты там кусок вышеуказанной ленты со скотчем - заклеивает яркие лампы сигнализации)

39. Солнцезащитные очки в футляре. Часто приходится ехать во время заката или восхода, когда солнце сильно слепит глаза. Чтобы удобнее было наблюдать за дорогой и сигналами лучше надевать очки (на самом деле просто пижонства ради)

40. Тушенка. Является удобным, компактным и непортящимся продуктом питания. Идеально подходит для долгих поездок во всех диапазонах температур. Употребляется с хлебом 11.

Сейчас в рамках моей программы "Нет жирному машинисту!" тушенка и батон не употребляются. Вместо этого небольшие перекусы печеньками с чаем.

41. Метелка. Если требуется что-то убрать/подмести я забиваю и нихрена не подметаю, хрю-хрю, например, мусор от семечек 6. :) Заметается все в совок 42.

Еще я беру с собой запасную прожекторную лампу, так как если ночью на локомотиве перегорит прожекторная лампа - ехать придется вслепую.
Вот эта лампа, она довольно большая по сравнению с бытовыми лампочками:) для сравнения спичечный коробок.
Иногда лампа разбивается прямо в сумке, и это печально:(

Вот все это я и вожу в своей дорожной сумке. Весит немало, нести тяжело, зато в поездке со всем этим удобно и комфортно. Содержимое сумок остальных машинистов и их помощников конечно отличается в той или иной степени. Но в целом основной набор предметов какой-то такой.